Методические материалы, статьи

Мотивация учебной деятельности учащихся. Часть 1.

В условиях обновления российского образования происходит смещение общеобразовательного акцента с усвоения основ наук в сторону развития личности. Изменяются функции учебных предметов, которые как объекты изучения все больше становятся средствами качественного изменения индивидуальных свойств личности — способностей, интересов и потребностей. Задача современной школы заключается не столько в формировании конкретных предметных знаний, сколько в обучении общим методам познания и стимулированию мышления учащихся.

Успех обучения биологии во многом определяется полноценной реализацией всех этапов процесса усвоения разных видов познавательной деятельности. Первым этапом является мотивационный. Известно, что если учащийся не представляет, зачем нужно изучать тот или иной биологический материал, не имеет желания учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебу учащихся, учитель биологии должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает ее с психологических позиций. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, осмысливать, запоминать, воспроизводить и переносить ее в новые ситуации. Для этого требуются умственные, эмоциональные и волевые усилия. Поэтому учащийся должен отчетливо представлять, для чего нужен предлагаемый к усвоению учебный материал. Стало быть, в обучении необходимо идти от мотивов к цели и задачам, а от них к содержанию и соответствующим формам, методам и средствам.

Мотив — это внутренний побудительный импульс, заставляющий человека выполнять действия. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл, и поэтому их называют смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных позитивных или негативных факторов, лишены смыслообразующей функции и обозначаются как мотивы-стимуляторы. При обучении биологии важным является культивирование смыслообразующих мотивов, которые условно разделяются на внешние и внутренние. К первой группе относят вынужденное изучение биологии, получение высоких оценок ради престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания сверстников и др. Ко второй группе мотивов относят познание новых и неизвестных биологических явлений из-за интереса, получение сведений об организме человека для организации здорового образа жизни, поиск материалов о профессиях, связанных с использованием живых систем.

Для реализации целей современного биологического образования необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, ориентированные непосредственно на содержание учебного материала и учебной деятельности учащихся.

Показателями познавательного интереса учащихся к предмету, включая биологию, являются активная включенность в учебную деятельность, сосредоточенность на выполнении репродуктивных и творческих работ, участие в конкурсах и олимпиадах и др. Они достигаются при целенаправленной и совокупной реализации определенных факторов в процессе обучения биологии.

В начале познавательной деятельности важна мотивация действий и поступков, которая должна быть ориентирована на обеспечение понимания значения усваиваемого учебного материала, культивирование ответственного отношения к учебе и стимулирование общего интереса. В практике обучения биологии определилось достаточное количество способов мотивации познавательной деятельности. Могут задаваться мотивационные установки — подготовка к восприятию нового материала, фиксирование внимания на уже изученном материале, актуализация результатов наблюдений за живыми объектами и др. Однако большая часть этих способов обусловлена обозначенными ранее факторами.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005