Мотивация учебной деятельности школьников.
В настоящее время в связи с обновлением содержания среднего образования изменяются функции учебных предметов. Учебные, предметы остаются основными объектами изучения для получения знаний и умений, но вместе с тем они все больше становятся средствами развития учащихся. Задача школы состоит не только в формировании личности школьника, обладающего основами современных научных знаний, но в не меньшей мере в повышении развивающего эффекта обучения, развития умственных и познавательных способностей учащихся.
Успех обучения во многом определяется мотивами учения. Известно, что основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы. Ученик должен иметь желание учиться, он должен ощущать потребность в знаниях и испытывать интерес к ним. Следовательно, мотив — внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. В связи с этим, первым этапом процесса обучения и усвоения изучаемого материала должен быть мотивационный.
Мотивы учащихся имеют индивидуальный, или личностный, характер и поэтому их лучше называть индивидуальными, или личностными. Индивидуальные мотивы подразделяются на мотивы обучения (внешние) и мотивы учения (внутренние).
Мотивы обучения обычно побуждаются педагогами и имеют форму указаний или даже требований, что в ряде случаев вызывает внутреннее сопротивление учащихся. Поэтому необходимо использование внутренних и внешних мотивов, что обеспечивает более успешную мотивацию цели обучения, осуществляемую учителем.
Мотивация — установка на деятельность учащихся, которая обеспечивает психологическую основу этой деятельности, т.е. стимулирование мотивов учения. Ученик должен осознать, для чего ему необходимы предлагаемые учителем к усвоению знания. Поэтому в обучении нужно сначала обосновать мотивы учения, затем цели и далее переход к содержанию.
Для формирования личных мотивов учащихся в самом начале изучения курсов географии в каждом классе учитель должен начинать работу с ответа на вопрос: для чего мы должны изучать географию? (Начальный курс в VI классе, затем курс «страноведения» и т.д.) Такой методический подход в определенной степени реализован в ряде учебников. Так, с вопроса «Зачем изучать географию материков и океанов?» начинается введение в учебнике Д. П. Финарова и др. (2001).
В начале изучения нового материала на каждом уроке учитель должен ответить на вопрос: зачем или для чего мы будем изучать этот вопрос? Особенно важно показать практическое значение изучаемых вопросов или закономерностей.
Благоприятные условия для стимулирования мотивов учения имеются в содержании учебников. Так, при изучении темы о плане и карте в VI классе можно привести примеры практического значения плана местности и карты в жизни человека с учетом возраста учащихся. Например, значение ориентирования на местности во время похода или путешествия, в военном деле и др. Можно также привести примеры правильного и неправильного движения по заданному азимуту.
Важнейшее положение современной методики состоит в необходимости формировать у учащихся внутренние личностные учебно-познавательные мотивы, способствующие саморазвитию личности ребенка. Стимулирование мотивов, прежде всего познавательного интереса, должно быть направлено не только на усвоение содержания нового материала, а в большей мере на формирование способов деятельности.
Познавательный интерес представляет собой особую избирательную направленность поведения учащегося в процессе познания учебного материала. Он выражается в активной учебной деятельности ученика, сосредоточенности внимания и формулированию вопросов по изучаемому материалу.
Личностные мотивы учащихся зависят от многих факторов, но наибольшее значение имеют содержание предмета географии, средства обучения, методы обучения, формы организации обучения и личность учителя.