Методические материалы, статьи

Мотивация учебной деятельности школьников.

В настоящее время в связи с обновлением содержания среднего образования изменяются функции учебных предметов. Учебные, предметы остаются основными объектами изучения для получения знаний и умений, но вместе с тем они все больше становятся средствами развития учащихся. Задача школы состоит не только в формировании личности школьника, обладающего основами современных научных знаний, но в не меньшей мере в повышении развивающего эффекта обучения, развития умственных и познавательных способностей учащихся.

Успех обучения во многом определяется мотивами учения. Известно, что основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы. Ученик должен иметь желание учиться, он должен ощущать потребность в знаниях и испытывать интерес к ним. Следовательно, мотив — внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. В связи с этим, первым этапом процесса обучения и усвоения изучаемого материала должен быть мотивационный.

Мотивы учащихся имеют индивидуальный, или личностный, характер и поэтому их лучше называть индивидуальными, или личностными. Индивидуальные мотивы подразделяются на мотивы обучения (внешние) и мотивы учения (внутренние).

Мотивы обучения обычно побуждаются педагогами и имеют форму указаний или даже требований, что в ряде случаев вызывает внутреннее сопротивление учащихся. Поэтому необходимо использование внутренних и внешних мотивов, что обеспечивает более успешную мотивацию цели обучения, осуществляемую учителем.

Мотивация — установка на деятельность учащихся, которая обеспечивает психологическую основу этой деятельности, т.е. стимулирование мотивов учения. Ученик должен осознать, для чего ему необходимы предлагаемые учителем к усвоению знания. Поэтому в обучении нужно сначала обосновать мотивы учения, затем цели и далее переход к содержанию.

Для формирования личных мотивов учащихся в самом начале изучения курсов географии в каждом классе учитель должен начинать работу с ответа на вопрос: для чего мы должны изучать географию? (Начальный курс в VI классе, затем курс «страноведения» и т.д.) Такой методический подход в определенной степени реализован в ряде учебников. Так, с вопроса «Зачем изучать географию материков и океанов?» начинается введение в учебнике Д. П. Финарова и др. (2001).

В начале изучения нового материала на каждом уроке учитель должен ответить на вопрос: зачем или для чего мы будем изучать этот вопрос? Особенно важно показать практическое значение изучаемых вопросов или закономерностей.

Благоприятные условия для стимулирования мотивов учения имеются в содержании учебников. Так, при изучении темы о плане и карте в VI классе можно привести примеры практического значения плана местности и карты в жизни человека с учетом возраста учащихся. Например, значение ориентирования на местности во время похода или путешествия, в военном деле и др. Можно также привести примеры правильного и неправильного движения по заданному азимуту.

Важнейшее положение современной методики состоит в необходимости формировать у учащихся внутренние личностные учебно-познавательные мотивы, способствующие саморазвитию личности ребенка. Стимулирование мотивов, прежде всего познавательного интереса, должно быть направлено не только на усвоение содержания нового материала, а в большей мере на формирование способов деятельности.

Познавательный интерес представляет собой особую избирательную направленность поведения учащегося в процессе познания учебного материала. Он выражается в активной учебной деятельности ученика, сосредоточенности внимания и формулированию вопросов по изучаемому материалу.

Личностные мотивы учащихся зависят от многих факторов, но наибольшее значение имеют содержание предмета географии, средства обучения, методы обучения, формы организации обучения и личность учителя.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005