Моделирование авторских школьных программ по биологии. Часть 3.
Для успешной работы над авторской программой учителю биологии необходимо овладеть специальной технологией создания подобного рода документов. По мнению И. В. Душиной и Г. А. Понуровой (1996), под технологией создания оригинальных авторских программ следует понимать определенный алгоритм действий создателя — учителя, совершаемый им в процессе работы над документом. Этот алгоритм представляет собой систему, опирающуюся на заданные исходные установки — образовательные ориентиры, в качестве которых выступают цели, задачи, содержательный объем, возраст и контингент учащихся, а также определенный порядок действий составителя. На основе представлений вышеназванных авторов такая технологическая цепочка может состоять из нескольких этапов.
1. Анализ образовательной концепции своего учреждения (школы, гимназии, лицея) для выделения целей и задач биологической подготовки учащихся с учетом его миссии и выработанных направлений профориентационной деятельности.
2. Определение места предмета «Биология» в общешкольном учебном плане, а также курсов (выбранных факультативных, специальных и элективных), углубляющих, расширяющих, обобщающих и систематизирующих представления о живых объектах в общеобразовательном и (или) профильном аспектах. При этом обязательно обращается внимание на выделение для них объема времени в зависимости от того, в рамках какого компонента (федерального, национально-регионального и школьного) они будут изучаться учащимися.
3. Составление программы по выбранному биологическому курсу (проводят в определенной последовательности). Вначале формулируется идея и выражается общий замысел программы. Если это будет факультативный, специальный и элективный курс, то устанавливаются внутрипредметные связи. Определяется также основной смысл изучения курса учащимися — усиление теоретической подготовки, реализация практической направленности, показ особенностей профессий, связанных с живыми системами, формирование исследовательских умений, осуществление проектной деятельности в природе и др. Затем определяются рубрики программы и формулируются названия учебных тем. Одновременно каждая тема «наполняется» содержательной частью с определением практических, лабораторных и творческих работ, экскурсий и перечня требований к уровню подготовки учащихся в рамках темы. Этот перечень можно давать после каждой темы или помещать его в конце программы как обобщенный результат обучения.
Для биологии свойственна многокомпонентная структура при отражении морфологических, анатомических, физиологических, генетических, цитологических, гигиенических, здоровьесберега-ющих и других явлений, происходящих в окружающем мире. Поэтому при составлении программы важен адекватный отбор учебного материала с учетом возрастных признаков учащихся.
В качестве примера можно представить названия модульных программ для учащихся общеобразовательной школы, имеющие интегрированный характер и выраженные на основе идеи целостности организма человека и поддержания состояния его здоровья. В целом модульная программа называется «Природа. Человек. Здоровье». Первый блок «Природа и здоровье человека» предназначен для учащихся начальной школы. Главная его цель — формирование у учащихся общих представлений об окружающем мире, природе, среде жизни и их значении для здоровья человека. Второй блок «Народный образ жизни и здоровье» предназначен для учащихся основной школы. Главная его цель состоит в формировании у учащихся обобщенного представления об отношении к здоровью, его оценке и способах рационального образа жизни у населения их региона, в контексте культурологической идеи. Третий блок «Здоровье населения как национальная идея» предназначен для учащихся средней (полной) школы. Главная его цель — формирование у учащихся жизненной позиции по отношению к ценностям здоровья и здоровому образу жизни, представлений о том, что стремление к сохранению здоровья является идеей, объединяющей людей для дальнейшего развития народов и их нормального существования в новом постиндустриальном обществе.
4. Создание методических материалов для усвоения учащимися содержания созданной программы. Проводится отбор средств обучения из уже существующих к данному времени или разрабатываются новые в соответствии с содержанием программы. Составляются календарные, тематические и поурочные планы. Детально прорабатываются содержание каждого урока, экскурсии, лабораторной и практической работы.
5. Проверка эффективности обучения учащихся по разработанной программе, реализация запланированных форм, методов и средств обучения учащихся, оценка и корректировка программы по результатам проверки.