Методические материалы, статьи

Моделирование авторских школьных программ по биологии. Часть 1.

В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в российском обществе, от общеобразовательной школы требуются гибкость, быстрая и адекватная реакция на возникшие социально-педагогические явления. Особенно это касается пересмотра содержания учебного материала и его структуры внутри учебных предметов, обусловленного введением стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания школьного образования, а также необходимостью воплощения в жизнь «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и национального проекта «Образование».

В последнее время возникло много разных типов школ с нестандартными профилями обучения. Их руководители и учителя стали разрабатывать новые учебные планы, изобретать концепции организации учебного процесса, вводить новые предметы и создавать авторские программы. О результатах такой работы говорить еще преждевременно, поскольку прошло мало времени и не появились поколения выпускников, получивших образование в таких учреждениях. Но как позитивные, так и негативные признаки изменений наблюдаются, поэтому их необходимо выделять, анализировать и оценивать.

Активность по изменению учебных планов, программ внутри конкретных учебных предметов стала особенно заметна в связи с дифференциацией уровня оплаты труда бюджетной сферы, включая учителей, а также с введением предпрофильного и профильного обучения учащихся старших классов. В создавшихся условиях требуется стимулирование роста квалификации, уровня профессионального материала, развития творческой инициативы и обеспечения социальной защищенности работников образования в развивающихся рыночных отношениях.

Органы управления образования разработали критерии уровней сложности профессиональных задач, решаемых конкретным учителем в его педагогической деятельности. Это сделано для определения и присвоения учителю соответствующей категории, а следовательно, и разряда, по которому определяется оплата труда. Таких категорий три — высшая, первая и вторая. Высшая категория присваивается учителю в том случае, если он занимается разработкой новой учебной программы, педагогической технологии, методики обучения и воспитания, а также их апробациями. Первую категорию получают учителя, которые составляют и реализуют индивидуальные программы с учетом новых требований к образованию на базе сложившейся системы, усовершенствованной для конкретного образовательного учреждения, а также могут апробировать и анализировать названные программы. Вторая категория определяется учителям, способным самостоятельно усовершенствовать методики обучения: предмету на основе готового учебного плана по стандартной программе в условиях конкретного образовательного учреждения.

При квалификационной оценке деятельности учителя основной показатель из обозначенных — разработка индивидуальной, или авторской, программы. Таковой она считается потому, что является оригинальной, не имеющей аналогов в методической теории и практике, составленной по общему замыслу учителя — автора, для качественной подготовки учащихся. Чаще это могут быть программы факультативных, специальных и особенно элективных курсов, получивших широкое распространение в условиях пред-профильного и профильного обучения учащихся. Но как создать программу? С чего начать? Чем необходимо руководствоваться учителю биологии при работе над программой? Каким требованиям должна удовлетворять авторская программа?

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005