Моделирование авторских школьных программ по биологии. Часть 1.
В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в российском обществе, от общеобразовательной школы требуются гибкость, быстрая и адекватная реакция на возникшие социально-педагогические явления. Особенно это касается пересмотра содержания учебного материала и его структуры внутри учебных предметов, обусловленного введением стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания школьного образования, а также необходимостью воплощения в жизнь «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и национального проекта «Образование».
В последнее время возникло много разных типов школ с нестандартными профилями обучения. Их руководители и учителя стали разрабатывать новые учебные планы, изобретать концепции организации учебного процесса, вводить новые предметы и создавать авторские программы. О результатах такой работы говорить еще преждевременно, поскольку прошло мало времени и не появились поколения выпускников, получивших образование в таких учреждениях. Но как позитивные, так и негативные признаки изменений наблюдаются, поэтому их необходимо выделять, анализировать и оценивать.
Активность по изменению учебных планов, программ внутри конкретных учебных предметов стала особенно заметна в связи с дифференциацией уровня оплаты труда бюджетной сферы, включая учителей, а также с введением предпрофильного и профильного обучения учащихся старших классов. В создавшихся условиях требуется стимулирование роста квалификации, уровня профессионального материала, развития творческой инициативы и обеспечения социальной защищенности работников образования в развивающихся рыночных отношениях.
Органы управления образования разработали критерии уровней сложности профессиональных задач, решаемых конкретным учителем в его педагогической деятельности. Это сделано для определения и присвоения учителю соответствующей категории, а следовательно, и разряда, по которому определяется оплата труда. Таких категорий три — высшая, первая и вторая. Высшая категория присваивается учителю в том случае, если он занимается разработкой новой учебной программы, педагогической технологии, методики обучения и воспитания, а также их апробациями. Первую категорию получают учителя, которые составляют и реализуют индивидуальные программы с учетом новых требований к образованию на базе сложившейся системы, усовершенствованной для конкретного образовательного учреждения, а также могут апробировать и анализировать названные программы. Вторая категория определяется учителям, способным самостоятельно усовершенствовать методики обучения: предмету на основе готового учебного плана по стандартной программе в условиях конкретного образовательного учреждения.
При квалификационной оценке деятельности учителя основной показатель из обозначенных — разработка индивидуальной, или авторской, программы. Таковой она считается потому, что является оригинальной, не имеющей аналогов в методической теории и практике, составленной по общему замыслу учителя — автора, для качественной подготовки учащихся. Чаще это могут быть программы факультативных, специальных и особенно элективных курсов, получивших широкое распространение в условиях пред-профильного и профильного обучения учащихся. Но как создать программу? С чего начать? Чем необходимо руководствоваться учителю биологии при работе над программой? Каким требованиям должна удовлетворять авторская программа?