Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 7.

Тренинг — еще один востребованный метод, используемый в качестве метода преподавания психологии. В последнее время о тренинге написано очень много. Нам показалось, что нет необходимости помещать в данном пособии какие-либо тренинговые программы или методические указания, все это прекрасно описано. Мы решили коротко остановиться только на определении понятия «тренинг».

Любой тренинг ведется по программе, различные темы и упражнения даются в определенное время. Профессионально неграмотным считается занимать «свободные» полчаса упражнением без его осмысления и подготовки. Определяя выбор упражнения, важно понять, какая техника является наиболее подходящей к данному моменту, проблематике, мотивационной готовности аудитории.

Метод тренинга для решения задач курса психологии позволяет его участникам: развить самопознание; овладеть умениями диагностики (на уровне индивида, группы) и организации проблем; осуществить личностный рост через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, которые происходят в группе; определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами; научиться свободно выражать свои чувства и понимать чувства других; проявлять эмпатию.

О трудности применения метода свидетельствуют разные точки зрения на его обоснованность при преподавании психологии в школе. Следует отметить, что иногда преподаватели психологии чрезмерно увлекаются именно такими методами обучения. Причина этого — неудовлетворенность из-за теоретического «беспорядка» в психологии, стремление сделать учебный курс упрощенным с точки зрения представления объяснительных принципов, «гармоничным» по количеству поставленных проблем и предложенных средств для их решения, «психотехническим» по содержанию и формам проведения.

Обычно содержание методов психотехнического направления причудливо соединяет этику с этикетом и правилами манипуляций, а форма проведения неотвратимо стремится к привычному тренингу общения. «Проблематичность познавательного развития в подобной схеме обучения обнаруживается достаточно быстро (с точки отсчета учебного времени — за три-пять занятий). Оперативно выходя на предельный уровень откровенности диалога и взаимодействия части подростков в классе — а это почти неизбежное следствие курса психологии, построенного по тренинговому типу, — психолог фактически усугубляет непродуктивное противостояние подростков и окружающего мира. Конечно, ему льстит детская преданность и безграничный кредит доверия, получаемый от коллег в школе на работу с "трудными" классами. Но если представить, что базовое доверие к миру, справедливо рассматриваемое коллегами в качестве важнейшего новообразования, по сути представляет зрелый этап саморазвития, к которому необходимо идти через решение многих по форме и содержанию личностных задач, а путь этот должен быть проделан непременно лично каждым учеником, то суррогат порождаемого в тренинге доверия оказывается небезопасным для подростка. Аналогичным же образом перекос, скажем, в сторону освоения "технических" средств общения порождает у школьников ощущение всеохватывающей манипуляции. Общий психологический закон формирования здесь суров: средства адекватно не осваиваются без цели, равно как и цель без средств».

Такие методы, как тренинг, ролевые игры, дискуссия, психодрама, требуют особой подготовки преподавателя, методического осмысления каждого шага, наличия четкого плана. Самому психологу, который хочет вести подобные занятия, необходимо пройти методический курс обучения.

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Передача исследований в Центральный архив медицинских изображений Объектами автоматизации выступают все медицинские организации, которые проводят инструментальные диагностические исследования и осуществляют лечебно-диагностический процесс на территории субъектов Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности медицинской организации. Подключение к Центральному архиву медицинских изображений. По итогам проверки прокуратурой Санкт-Петербурга соблюдения федерального законодательства при выполнении регионального проекта «Создание...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005