Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 6.

4. Рефлексивный тренинг, по мнению М. В. Поповой, в строгом смысле слова не является методом обучения, поскольку он не имеет своей особой методологии, а строится на известных механизмах и закономерностях развития психологического видения мира. Это тот идеальный прием, который дает возможность получать психологические знания средствами самой психологии.

5. Метод творческого самовыражения реализуется через литературное творчество; творческую фотографию; графику, живопись; творческое общение с природой; творческое общение с искусством, литературой, наукой; творческое самовыражение в ведении дневника и записных книжек.

6. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций. Данная группа методов включает различные приемы и технологии управления своим состоянием: аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки.

Работа учеников 2-го класса со своими страхами описана С. В. Кривцовой. В курсе «Жизненные навыки» для получения опыта совместного эмоционального переживания, для возможности попробовать применять на практике все варианты способа работы со страхом, а самое главное — для обучения анализу сложных эмоциональных ситуаций, она предлагает «путешествие в пугающее место», которым может быть школьный подвал или чердак. Этот поход должен быть тщательно подготовлен. А потом, по возвращении в класс, «попросите сначала просто поделиться впечатлениями, спросите детей о том, что они чувствовали, что запомнилось особенно ярко.

Затем поговорите о том, чему научил этот опыт, помогли ли им обереги и песенки. Зачем приходил этот страх? О чем он хотел предупредить нас?

Спросите, у кого еще остался маленький страх. Что можно сделать с ним? Может быть, слепить или нарисовать его? Если время позволяет, сделайте это. Закончить урок можно, взявшись за руки. Скажите детям, что вы очень рады, что провели время в такой интересной компании, что вы гордитесь тем, как храбро вели себя ребята в пугающем месте. Напомните им, что в такие места нужно ходить заранее подготовившись и обязательно со взрослым, которому доверяешь».

7. Активные групповые методы социального обучения иногда в литературе называют нетрадиционными методами обучения.

Дискуссионные методы в практике обучения психологии позволяют участнику уяснить свою позицию в межличностных отношениях; развивают субъективную активность; формируют коммуникативные качества и умения; дают возможность анализировать социально-психологическую реальность; развивают умение слушать; показывают, что большинство проблем имеет многозначное решение.

Создается атмосфера интеллектуального соперничества, тренируется стратегия поиска идей. Участники получают возможность аргументировать свои идеи; удовлетворяют потребность в самоуважении; развивают умение пользоваться своим интеллектом.

В группе игровых методов выделяют операциональные (например, деловые игры) и ролевые игры (с элементами драматизации, напр., имитации действительности).

Операциональные игры имеют сценарий, алгоритм решения, что позволяет участникам игры видеть результат этого решения и исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В играх делается акцент на активные действия, а исследуемая ситуация драматизируется.

Ролевая игра позволяет участникам уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с той или иной социально-психологической реальностью; развивать эмпатию и осваивать механизм идентификации; осваивать новые модели поведения и формы общения; находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в групповом обсуждении проблемы решаются как бы со стороны).

Психологами разработано огромное количество игр, в том числе и тех, которые можно использовать на уроках психологии.

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005