Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 5.

Следующую большую группу методов обучения психологии представляют методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста, работающие непосредственно на задачи развития личности.

1. Метод экспрессии позволяет осуществить в какой-то мере целостный подход к человеческой психике как; единству, в котором все функции взаимосвязаны, упражнения психотренинга вплетены в физические движения, образуя единое целое. Составляющими метода являются средства искусства — движение, рисунок, музыка, благодаря чему личность обогащается, одновременно творя себя и воспринимая себя нового. Искусство в этом методе выступает как еще один путь для выражения внутреннего мира человека, способного творить, самовыражаясь.

Чтобы реализовать этот метод на занятиях, помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники могли свободно перемещаться в пространстве.

2. Метод чтения занимает исключительно важное, особое место. Текст художественного произведения воспринимается сквозь призму чувственного опыта читателя. Поэтому в понимании нового текста каждым учеником, по сути, отразятся глубина и целостность самой личности. Каждый постигает в искусстве свою глубину, предел которой определяет личный опыт, запас знаний, сложившиеся интересы. Чтобы ученик или студент достиг восприятия текста в целостности, необходимо его прочесть, как говорят, «с толком», т.е. конкретизировать каждое авторское слово или оборот собственным представлением, связать возникающие образы в некое единство. Лучше всего, конечно, если это будет чтение вслух, что вполне возможно на уроках психологии в школе. К сожалению, в вузе это сложнее из-за нехватки времени.

Далее простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Когда требуется активизировать работу класса или группы после прочтения какого-либо произведения, можно использовать написание отзыва как результат чтения.

Можно предложить: «Прочитайте отзывы и подумайте над ними. Их писали ваши сверстники. В них много интересных, нестандартных мыслей. Если вы будете читать эти работы вдумчиво (а только так и надо читать), то и друг друга увидите нестандартно, не только так, как привыкли видеть в школе, а может быть, и совсем нe так». Такой вариант проведения занятия возможен, когда по каким-то причинам нельзя устроить чтение вслух и устную дискуссию по прочитанному произведению.

3. Метод интроспективного анализа более всего приемлем для подростковой аудитории, так как помогает подростку осмысливать свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а как состояния собственного Я.

Это хорошо получается при помощи ведения дневника самонаблюдения как особого психологического зеркала. Конечно, дневниковые записи вряд ли возможно обсуждать на уроках, но возможно ведение дневника в качестве домашнего задания.

Очень важно объяснить, что дневник пишется для себя самого, поэтому искренность перед собой — необходимое требование для того, кто будет осуществлять интроспекционный анализ с помощью этого приема. Хорошо об этом написал поэт Ю. Окунев:

Ведите дневники! В них искренности корни,

Души наивной первозданный лик.

Мне все равно, писатель или дворник —

Ведь там, где исповедь, — любой из них велик!

Бесценно только то, что непритворно,

Себя вы не стыдитесь в этот миг.

Ну что такого? Пусть характер вздорный,

Пусть даже малограмотен язык,

Зато в лихом азарте откровенья

Все по-святому грешники равны.

Пример работы с дневником для подростка приводит Н. Осухова. А С. В. Кривцова считает, что учитель психологии, работая с дневником, как нельзя лучше подготавливается к глубокой душевной работе с детьми.

Н. Cтоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005