Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 4.

Метод проектов. Благодаря освоению этого метода учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода: учитель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно-значимого интереса. Чтобы обнаружить такой интерес, рекомендуется следующий прием: на одном их первых занятий учащихся просят написать сочинение на тему «Самое-самое», яри обсуждении результатов которого и проявляется актуально значимая для каждого на данный момент времени проблема. Этот метод детально разработан К. Роджерсом.

Один из вариантов проектного метода как формы квалифицированного психологического построения и сопровождения учебного процесса в школе на примере преподавания психологии, детально описан В. Б. Хозиевым.

Автор пишет, что проектная форма — это форма учебно-научного сотворчества учителя и учащихся, где у психолога — роль «ученого», который для реализации конкретной задачи (проблемы, проекта, гранта.) создает исследовательскую группу, а у учащихся — роль сотрудников. Учащиеся реализуют все проектные задачи, для чего класс разбивается на ряд микрогрупп по 3-10 человек. «Отношения психолога и учащихся в ходе выполнения Проекта стремятся к лучшим традициям научного сотрудничества, когда "мэтр" владеет преподаваемым ремеслом, но поставленная проектная задача так же, как и для учеников, является новой для него». Задачей психолога является общее движение Проекта и контроль за его исполнением, а детали максимально передаются школьникам — участникам Проекта.

С точки зрения В. Б. Хозиева, Проект — некое проблемное поле, где есть все основные атрибуты и аспекты предметности: история проблемы, основные взгляды и концепции, методы исследования, практические возможности приложения и др. Самостоятельное исследование является содержательной единицей Проекта. Главная цель руководителя Проекта — целенаправленная выработка у учащихся новых форм деятельности и планомерная организация их развития. «Исследовательская задача становится личностно значимой для каждого учащегося, его задачей, хотя в то же время продолжает оставаться общей для всей группы. И учитель — коллега, консультант, которому можно задавать любые вопросы, не опасаясь оказаться неправым. Самостоятельность учеников при постановке задач и поиске путей их решения является самым ценным психологическим фоном при проведении Проекта».

Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию, так как это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности.

Этот метод был весьма популярен в преподавании психологии еще в середине XX в. в виде постановки классных опытов, а потом по различным причинам перестал быть востребованным. Считалось, что постановка простых опытов на уроках психологии в средней школе в достаточной мере оправдывается как общим научным характером самой психологии, так и вескими дидактическими соображениями.

Примеры опытов, экспериментов, которые можно проводить на уроках в школе, на семинаре в вузе, молено было найти в учебно-методической литературе 40-50-х годов XX в. Обратите внимание, насколько они просты и элегантны.

«Явление Пуркинье». Цветное зрение при слабом освещении.

Цветные бумаги или цветные кружки.

Помещение сильно затемняется, и цветные бумаги прикрепляются кнопками к доске в случайном порядке. Ученики называют отдельные цвета и сравнивают их друг с другом в отношении их светлоты (красный и синий). Затем помещение освещается, и ученики снова сравнивают отдельные цвета. Опыт удается только при достаточно слабом освещении.

Слуховые ощущения. Испытание остроты слуха.

Карманные часы, веревочка, метр.

Учащийся сидит на стуле, закрыв глаза, лицом к классу. Преподаватель, стоя за ним и держа часы недалеко от его уха, медленно удаляет их вправо или влево от учащегося — до тех пор, пока он не перестанет слышать тиканье часов. Затем при помощи веревочки и метра измеряется наибольшее расстояние от часов до уха учащегося, при котором последний еще слышит тиканье часов. Это расстояние и служит мерой остроты слуховых восприятий для правого и для левого уха».

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005