Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 3.

Метод погружения (метод семантического погружения) используется при работе с такими психологическими понятиями, которые чрезвычайно трудно излагать теоретически (мотивация, рефлексия и т.п.). Сразу их не объяснишь, должно пройти время, нужно вжиться в контекст.

Авторский прием использования метода семантического погружения изложен Г. А. Цукерман при описании одного из способов ненасильственного введения ребенка в культуру через обучение, при котором остается место и детской самости, и образовательным программам взрослого. Этот способ связывают с именами Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

В «лекцию» о предмете психологии у школьников Г. А. Цукерман специально вводит «как можно больше психологических терминов, не давая им никаких дефиниций, полагая, что слова ВОЛЯ, СПОСОБНОСТИ, МЫШЛЕНИЕ, ЧУВСТВА и пр. существуют у отроков в качестве житейских понятий». Она считает, что «преобразование житейских понятий в научные — одна из обязательных задач психологического образования, поэтому стоило бы уже на первом шаге обучения зафиксировать те значения основных психологических терминов, которые существуют в представлениях учеников, с тем чтобы впоследствии отслеживать вместе с ними изменения этих значений».

Это можно сделать следующим образом. Предъявив на одном из занятий заготовку «Словаря психологических терминов», состоящую из перечня слов, учитель просит учеников индивидуально прочесть этот перечень и отметить слова, значения которых им известны. После этого дается по 10 минут на каждом следующем занятии для работы над словарными статьями. Эту работу лучше проводить в малых группах из 3-5 человек, которые получают карточку со словом и сообща вырабатывают дефиницию, стараясь ответить по крайней мере на следующие вопросы: «Что это такое?», «Зачем это нужно человеку?», «Всем ли людям это свойственно?», «Как люди различаются по этому параметру?». Группы могут работать как над разными, так и над одинаковыми словарными статьями. Затем итоги работы малой группы выносятся на обсуждение большой группы. Это можно сделать в форме общегрупповой дискуссии, записываемой на магнитофон, в форме письменного рецензирования, когда малые группы обмениваются словарными статьями и высказывают свое согласие или несогласие письменно.

Все результаты работы групп заносятся в своеобразную «летопись». «Каждый раз, когда в занятиях удается углубить исходные представления учеников о том или ином психологическом понятии, стоит обратиться к соответствующей записи и дополнить ее. Такие моменты чрезвычайно полезны для укрепления познавательного интереса и самоуважения учащихся. Кроме того, появляется возможность для сравнения своих прошлых и настоящих воззрений, для отслеживания собственного прогресса как необходимого условия саморазвития».

Г. А. Цукерман приводит объемный список, рассчитанный на 4-5-летний курс обучения, список психологических терминов, с которыми можно начинать работу. Сократив его, можно работать с понятиями, отмечая, «что я не знаю, что я знаю смутно, что я знаю и могу объяснить и что мне любопытно узнать — весьма и весьма полезно для развития рефлексии учащихся и для того, чтобы они наглядно видели, как смещается граница их психологических знаний».

Н. Стоюхина



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005