Методические материалы, статьи

Методы обучения психологии: современный взгляд. Часть 2.

Метод проблемного обучения заключается в таком способе обучения студента и школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему еще не известны.

Структура всякого относительно законченного учебного и научного текста включает следующие составные части: раскрываемая мысль, ее раскрытие, скрытый (невыраженный) вопрос, связывающий их. С одной стороны, эта проблемная ситуация -явление объективное, внешнее по отношению к субъекту, задача, которая предстает перед всеми, кто читает данный текст. С другой стороны, проблемная ситуация в тексте — явление субъективное: при столкновении с ней у одного человека возникает психическое состояние «озадаченности», неясности, потребности ее разрешения, а у другого — нет. Проблемные текстовые ситуации студенту, школьнику — слушателю или читателю — нужно обнаружить скрытые в тексте вопросы, поставить перед собой и разрешить. Он должен найти на них ответы в самом тексте речи, или с помощью другого источника, или самостоятельно. В этом заключается суть понимания текста, речи.

В связи с этим перед преподавателем возникает задача научить учащихся выполнять такую работу, сформировав у них умение анализировать смысловую структуру текста, дать им четкое представление о различных видах проблемных текстовых ситуаций, познакомить с приемами понимания. Также преподавателю важно строить свое изложение так, чтобы помочь слушателям обнаруживать скрытие вопросы и самостоятельно разрешать проблемные ситуации, осмысливая текст. В этой связи надо иметь в виду, что в тексте содержится множество скрытых вопросов, но не все из них имеют познавательное значение, являются проблемными. Особенностями проблемных вопросов является то, что у учащегося на них нет готового ответа, но он располагает знаниями и навыками, для того чтобы попытаться самому с помощью другого источника найти его; они содержат побудительную силу, возбуждают потребность, интерес к нахождению на них ответов; не будучи сформулированы в прямой форме, все же подсказываются самим характером изложения. Создание условий для обнаружения и разрешения скрытых вопросов — главное, что характеризует проблемное изложение знаний.

Существует несколько видов проблемных ситуаций, обусловленных содержанием изложения: 1) новые научные факты в ходе исторического познания приходят в противоречие с выработанными ранее взглядами (теориями) и требуют изменения этих взглядов; 2) существование противоречивых фактов и положений, когда их совместимость или общность не очевидны и требуют объяснения, доказательства; 3) скрытое сходство между существенно отличными друг от друга предметами или явлениями; 4) скрытое различие, существующее между явно сходными предметами или явлениями; 5) противоречие между новой идеей и старыми способами ее реализаций.

Вовлечение в проблемную ситуацию является одним из мощнейших стимуляторов интереса к изучаемой теме. Во время проблемной. лекции студенты учатся умению анализировать сложившуюся ситуацию, действовать в ситуации неопределенности, решать проблему в группе, формулировать и обосновывать гипотезы, а также рассматривать альтернативные решения. Причина, по которой преподаватели-лекторы нечасто используют данный тип лекции, заключается в том, что они не владеют стратегией проведения проблемных лекций. Само наличие проблемной ситуации не может обеспечить продуктивную работу студентов.

Одним из основных приемов в проблемном обучении является эвристическая беседа — система вопросов, планируемая учителем таким образом, чтобы каждый последующий вопрос вытекал из предыдущих, чтобы все вопросы и ответы на них учащихся в совокупности в конечном счете решали какую-то проблему, а главное, чтобы часть вопросов, притом большая (если не все), составляла маленькие подзадачи на пути к решению основной. Эффективность эвристических бесед такова, что повышение их удельного веса в обучении необходимо.

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005