Методические материалы, статьи

Методы обучения географии. Часть 3.

Учебные проблемы зависят от содержания изучаемого материала (по Е. Я. Черниховой):

1. Задания, требующие изучения географических закономерностей. Например, при изучении темы «Часовые пояса» в связи с введением понятия о линии перемены дат можно попросить учеников определить, где на Земле можно встретить Новый год дважды. Другой пример. При рассмотрении особенностей распределения температуры воздуха на территории России целесообразно ученикам предложить задание, требующее выяснить, каковы причины несоответствия закономерностей солнечной радиации и среднегодовых температур воздуха на территории нашей Родины.

2. Задания, нацеленные на углубленное изучение взаимосвязей природных явлений. Например, на уроке «Образование почв» можно спросить, почему В. В. Докучаев назвал почву зеркалом ландшафта. Далее идет поиск взаимосвязей различных сторон природы.

3. Задания, при выполнении которых учащиеся узнают о проблемах современной географической науки.

4. Задания, в которых учащиеся знакомятся с современными методами географических исследований.

5. Задания, связанные с практическим применением географических знаний.

6. Задания, связанные с путями решения проблемы охраны и воспроизводства природных ресурсов. Почему, например, необходимо бережное отношение к природе тундры при ее освоении: «мнимое» изобилие природных ресурсов здесь.

При формулировке проблемного задания и решении учебной проблемы учитель может использовать различные методические приемы (устное изложение, беседа и т.п.).

Частично-поисковый метод. Если репродуктивный метод учит действовать по образцу, по типовому плану, то частично-поисковый метод состоит в приобщении учеников к творческой деятельности. Это достигается с помощью проблемных и творческих заданий, способ выполнения которых заранее не известен. Наиболее выразительной формой приема этого метода является эвристическая беседа. Поисковая деятельность направляется учителем. Если катехизическая беседа требует только воспроизводства знаний, то здесь требуется решение новой задачи. В начале беседы учитель ставит проблемный вопрос. В ряде случаев применяется беседа с проблемной постановкой, т.е. чтобы ученики пришли к самостоятельному разрешению вопроса (как бы самостоятельному разрешению вопроса). Такие беседы называют эвристическими (от гр. слова «эврика» — «я нашел!») — восклицание, которое приписывается Архимеду, произнесенное им при открытии основного закона гидростатики (закона Архимеда). При эвристической беседе ученики проявляют значительно большую активность, чем при обычной вопросно-ответной (катехизической) беседе.

Исследовательский метод. Ученики решают проблему в целом. Долговременные задания, требующие переосмысливания и сбора информации дополнительно, обычно наиболее полно решаются в краеведческой работе. Функции учителя сводятся к постановке проблемы, ознакомлению с методом работы и корректировке работы. Ученик таким образом решает новую задачу.

По мнению авторов классификации познавательной деятельности учащихся по эффективности процесса обучения, правильному отбору его методов и оценки помогает обращение к уровням усвоения знаний.

Проблемное изложение не указано: оно занимает промежуточное положение между репродуктивным и частично-поисковым методами. Предлагаемый подход позволяет оценить деятельность учителя, но не дает оценки знания и умения применить его для практических целей у учащегося.

В последние годы в методике обучения географии различается «традиционное проблемное обучение» географии, в котором используются заимствованные из науки и адаптированные к возможностям школьников учебные проблемы. Примеры таких проблем приведены при освещении метода проблемного изложения. Из зарубежной практики пришло новое толкование проблемного обучения — «реальное» проблемное обучение, учитывающее непосредственые интересы учащихся и лично значимое для них. Реальное проблемное обучение допускает выбор двух или более вариантов способа поиска решения. Решение их требует применения исследовательского метода, начиная со сбора данных, последующего анализа и построения выводов. Учебная реальная проблема должна соответствовать интересам учащихся и учитывать их подготовку. В переведенной на русский язык работе Н. Грейвза «Новые взгляды на географическое образование» (1986) содержатся примеры реальных проблем. В качестве примера приводится такое задание: «В ближайшие выходные дни всем классом мы отправимся в путешествие на природу. Нам необходимо знать, какая будет погода во время путешествия. Нужно разработать или составить прогноз погоды, чтобы знать, какую одежду и обувь взять с собой, а также необходимое оборудование. Надо разделить класс на несколько групп, которые будут разрабатывать прогноз». Здесь видна реальная учебная проблема, которая может быть решена после серьезной проработки учебного материала.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005