Методические материалы, статьи

Методы обучения географии. Часть 2.

Методы проблемного обучения. В последнее время в обучении географии для развития познавательных интересов учащихся в практике школы стали более активно использовать методы проблемного обучения. Проблемное обучение занимает особое место в школьном образовании в связи с тем, что оно реализуется, и в проблемном изложении, и в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения. Проблемное обучение рассматривается методистами с разных позиций:

  • в качестве метода обучения (Л. M. Панчешникова, В. Конь);
  • как новый тип обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер);
  • в качестве подхода или принципа обучения (Г. А. Понурова, Т. В. Кузнецова);
  • как новая дидактическая технология (Г. Ю. Ксензова).

Вместе с тем общим для проблемного обучения является использование проблемных заданий или вопросов, создание проблемных ситуаций и решений учебных проблем.

Метод проблемного изложения. Сущность метода проблемного изложения состоит в том, что в ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использования полученных ранее знаний. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация — психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

1. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

2. Формулирование гипотезы.

3. Поиск решения и доказательство гипотезы.

4. Решение проблемы.

Проблемную ситуацию обычно создает учитель. В обучении географии выделяются три типа создания проблемных ситуаций (по A. M. Матюшкину).

Первый тип — ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда условия задачи содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях. Можно привести пример такого типа проблемных ситуаций при изучении темы «Почвы, растительный и животный мир России» в курсе VIII класса. Из пройденного ранее материала учащимся известно, что природные зоны на Земле расположены широтно соответственно климатическим поясам. Между тем на карте России учащиеся видят, что в России на одинаковых широтах разные природные зоны. Здесь появляются противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами. Для обострения противоречия учитель намеренно исключает из повторения вопрос о климатических поясах, т.е. умышленно уменьшает информацию. Возникает проблемная ситуация.

Второй тип проблемной ситуации — выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи. Например, перед учащимися ставится проблемная задача — объяснить причины расширения зоны тундры на территории России к востоку. Необходимые данные у учащихся есть, но нужно выбрать элементы, между которыми следует искать связи (климат — рельеф, рельеф тундровой зоны и карты для наложения — физическая, климатическая и природных зон).

Третий тип возникновения проблемной ситуации, когда учащиеся сталкиваются с новыми условиями применения знаний. Например, при изучении высотной поясности в VII классе. Учащиеся знают причины изменения климата с высотой и высотной поясности в Альпах. Теперь они должны определить высотные пояса Апеннин или других гор. Необходимо объяснить отличия высотной поясности в различных горах.

Д. Финаров



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005