Методические материалы, статьи

Методика совершенствования навыка чтения.

К проблеме формирования навыка чтения на протяжении курса методики начального литературного образования вы обращались уже не раз. Это неслучайно: навык чтения лежит в основе и учебной, и читательской деятельности ребенка. За время обучения в начальной школе ребенок должен перейти от аналитического к синтетическому чтению, начать осваивать этап автоматизации навыка. Это сложный путь, который требует разной методической поддержки в разные периоды. Аналитическому этапу становления навыка чтения соответствуют уроки обучения грамоте, которые требуют особой методики и в данном пособии не рассматриваются. Синтетический этап характеризуется постепенным переходом от чтения целыми словами к чтению синтагмами и предложениями и изменением мотивации чтения — формированием интереса к постижению смысла прочитанного. Все приемы анализа, о которых шла речь в предыдущем подразделе, предполагают обязательное обращение к тексту. Причем используются разные виды чтения: медленное, внимательное вчитывание в текст, просмотровое, выборочное чтение. Таким образом, сам процесс анализа является мощным средством формирования техники чтения.

В методике существует и другой подход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения за счет специально разработанных упражнений, носящих тренировочный характер. Проводятся эти упражнения не на материале изучаемых художественных произведений, а на специально подобранном дидактическом материале и способствуют разработке речевого аппарата, фонетического слуха, мелких мышц глаза, формируют отдельные стороны навыка чтения. Приведем примеры наиболее распространенных упражнений.

1. Упражнения, помогающие перейти от слогового чтения к плавному чтению целыми словами:

  • чтение цепочки слов с выделенной общей частью облегчает прочтение многосложного слова: зима — зимний — озимые — перезимовать;
  • предварительное чтение по слогам способствует плавному чтению слова в контексте: рас-щеп-лен-но-е — расщепленное — дерево, расщепленное грозой.

2. Упражнения на отработку правильности чтения:

  • чтение цепочек слов с похожим буквенным составом: сон-сом-сын-дым-дом; топор-ропот-топот-теперь;
  • чтение слов с разными приставками: спрашивать-расспрашивать-выспрашивать;
  • чтение слов с обозначением ударения: коротко-короткий-скоротать-укорачивать;
  • чтение слов (предложений), в которых нижняя часть букв закрыта листом бумаги. Это упражнение, получившее в методике название «полубуковка», требует от ученика особой сосредоточенности, умения быстро опознать букву по ее части;
  • предварительное чтение слов, корни которых составляют сложное слово, объяснение лексического значения слова: красные грудки — крас-но-гру-ды-е — красногрудые снегири; горе мыкать — го-ре-мыч-ный — горемычный (несчастный человек).

3. Упражнения, способствующие развитию поля чтения (требующие для выполнения определенных движений глаз):

  • «собери слово» — слово собирается из букв (слогов), написанных вразброс. Постепенно расстояние между слогами следует увеличивать;
  • восстановление деформированного предложения: продолжается в зимние скрытая ночи морозные жизнь в лесу,
  • чтение предложения (текста), написанного в виде пирамиды, где верхние строчки короткие, нижние — длинные:

    Ночью
    только сова
    видит и слышит,
    как идет в зимнем лесу
    скрытая от людей жизнь;

  • чтение текста взрослым с ошибками (заменой слов), меняющими смысл текста. Ребенок следит за чтением, отмечая ошибки. Упражнение способствует также развитию скорости и правильности чтения.

4. Упражнения на развитие скорости чтения:

  • чтение одного и того же отрывка текста подряд несколько раз в течение одной минуты с фиксированием слова, до которого ребенок успел прочитать. Естественно, что во второй и третий раз ребенок успевает прочитать больше, так как читает уже знакомый текст. Этот прием позволяет начинающему чтецу поверить в себя, создает хороший стимул для тренировки скорости чтения;
  • чтение текста с пропуском (или заменой картинками) слов, которые легко угадываются из контекста, способствует также развитию чтения по догадке.

Такие упражнения могут быть особенно полезны тем детям, которые пришли в школу, не умея читать, имеют трудности в произношении, отстают от своих сверстников в беглости чтения. Но одних упражнений недостаточно, поскольку в большинстве упражнений не соблюдается важнейшее условие автоматизации навыка — чтение не становится средством понимания интересного и личностно значимого содержания.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005