Методика совершенствования навыка чтения.
К проблеме формирования навыка чтения на протяжении курса методики начального литературного образования вы обращались уже не раз. Это неслучайно: навык чтения лежит в основе и учебной, и читательской деятельности ребенка. За время обучения в начальной школе ребенок должен перейти от аналитического к синтетическому чтению, начать осваивать этап автоматизации навыка. Это сложный путь, который требует разной методической поддержки в разные периоды. Аналитическому этапу становления навыка чтения соответствуют уроки обучения грамоте, которые требуют особой методики и в данном пособии не рассматриваются. Синтетический этап характеризуется постепенным переходом от чтения целыми словами к чтению синтагмами и предложениями и изменением мотивации чтения — формированием интереса к постижению смысла прочитанного. Все приемы анализа, о которых шла речь в предыдущем подразделе, предполагают обязательное обращение к тексту. Причем используются разные виды чтения: медленное, внимательное вчитывание в текст, просмотровое, выборочное чтение. Таким образом, сам процесс анализа является мощным средством формирования техники чтения.
В методике существует и другой подход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения за счет специально разработанных упражнений, носящих тренировочный характер. Проводятся эти упражнения не на материале изучаемых художественных произведений, а на специально подобранном дидактическом материале и способствуют разработке речевого аппарата, фонетического слуха, мелких мышц глаза, формируют отдельные стороны навыка чтения. Приведем примеры наиболее распространенных упражнений.
1. Упражнения, помогающие перейти от слогового чтения к плавному чтению целыми словами:
- чтение цепочки слов с выделенной общей частью облегчает прочтение многосложного слова: зима — зимний — озимые — перезимовать;
- предварительное чтение по слогам способствует плавному чтению слова в контексте: рас-щеп-лен-но-е — расщепленное — дерево, расщепленное грозой.
2. Упражнения на отработку правильности чтения:
- чтение цепочек слов с похожим буквенным составом: сон-сом-сын-дым-дом; топор-ропот-топот-теперь;
- чтение слов с разными приставками: спрашивать-расспрашивать-выспрашивать;
- чтение слов с обозначением ударения: коротко-короткий-скоротать-укорачивать;
- чтение слов (предложений), в которых нижняя часть букв закрыта листом бумаги. Это упражнение, получившее в методике название «полубуковка», требует от ученика особой сосредоточенности, умения быстро опознать букву по ее части;
- предварительное чтение слов, корни которых составляют сложное слово, объяснение лексического значения слова: красные грудки — крас-но-гру-ды-е — красногрудые снегири; горе мыкать — го-ре-мыч-ный — горемычный (несчастный человек).
3. Упражнения, способствующие развитию поля чтения (требующие для выполнения определенных движений глаз):
- «собери слово» — слово собирается из букв (слогов), написанных вразброс. Постепенно расстояние между слогами следует увеличивать;
- восстановление деформированного предложения: продолжается в зимние скрытая ночи морозные жизнь в лесу,
- чтение предложения (текста), написанного в виде пирамиды, где верхние строчки короткие, нижние — длинные:
Ночью
только сова
видит и слышит,
как идет в зимнем лесу
скрытая от людей жизнь; - чтение текста взрослым с ошибками (заменой слов), меняющими смысл текста. Ребенок следит за чтением, отмечая ошибки. Упражнение способствует также развитию скорости и правильности чтения.
4. Упражнения на развитие скорости чтения:
- чтение одного и того же отрывка текста подряд несколько раз в течение одной минуты с фиксированием слова, до которого ребенок успел прочитать. Естественно, что во второй и третий раз ребенок успевает прочитать больше, так как читает уже знакомый текст. Этот прием позволяет начинающему чтецу поверить в себя, создает хороший стимул для тренировки скорости чтения;
- чтение текста с пропуском (или заменой картинками) слов, которые легко угадываются из контекста, способствует также развитию чтения по догадке.
Такие упражнения могут быть особенно полезны тем детям, которые пришли в школу, не умея читать, имеют трудности в произношении, отстают от своих сверстников в беглости чтения. Но одних упражнений недостаточно, поскольку в большинстве упражнений не соблюдается важнейшее условие автоматизации навыка — чтение не становится средством понимания интересного и личностно значимого содержания.