Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 2.
Особое значение имеют задания с иллюстративным материалом — указание морфологических, анатомических и экологических признаков изучаемых объектов, определение последовательности физиологических явлений и объяснение их сути, аргументация взаимосвязей между элементами живых систем, а также отношений между ними и средами функционирования. Следовательно, важно в соответствии с возрастом учащихся и их учебного опыта составлять задания так, чтобы были задействованы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация. В старших классах необходимо предлагать более обобщенные задания. С их помощью можно закреплять и углублять биологические знания на мировоззренческом уровне. Для такого случая домашние задания формулируются с позиций оценочных суждений. При этом учащимся рекомендуется использовать не только учебник, но и журналы, и научно-художественные источники, заранее выбранные и просмотренные учителем. Это могут быть журналы «Юный натуралист», «Аквариум», а также книги Н. Н. Дроздова, В. М. Пескова, Н. Н. Плавильщикова, Ю. М. Сенкевича и др.
В качестве индивидуальных домашних работ особое значение имеют задания по подготовке сообщений, демонстрационных материалов, углубляющих и расширяющих биологические знания на основе использования Интернет-ресурсов.
Для школьников важны домашние задания с натуральными объектами. Они ориентированы на закрепление и совершенствование практических умений. При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» необходимы работы по выяснению морфологических и экологических признаков у представителей различных систематических групп грибов и растений, определению условий их роста и развития, способов распространения плодов и семян, составлению гербариев отдельных органов и экземпляров представителей семейств.
Практические работы по разделу «Животные» больше связаны с наблюдениями. Учитель предлагает для этого задания с «доступными» объектами. К ним относятся дождевой червь, брюхоногие моллюски, бабочки (капустная белянка), жесткокрылые (жужелицы), двукрылые (комнатная муха), аквариумные рыбы, птицы (большая синица, сизый голубь, грач, галка). На их примере учащиеся могут выяснять особенности условий жизни, характерные черты внешнего строения, способы размножения, сезонные явления, роль животных в природе и значение для человека. Рад заданий может быть связан с практическими работами учащихся по борьбе с вредителями сада и огорода, а также охране и привлечению птиц. Особый смысл имеют домашние задания по составлению мини-проектов о сохранении видового разнообразия животных.
Домашние задания по разделу «Человек и его здоровье» могут иметь практический и экспериментальный характер. Первые из них реализуются с помощью заданий, таких, как подсчет частоты дыхательных движений до зарядки и после нее, определение пульса в зависимости от физической и умственной работы, восстановление дыхания после его задержки. Вторые — реализуются при выполнении опытов в домашних условиях. Их тематика определяется в четырех аспектах — анатомо-морфологическом, физиологическом, экологическом и санитарно-гигиеническом. Как конкретные темы можно предложить следующие: «Значение кожных складок над суставами пальцев тыльной стороны кисти», «Определение пропорциональных отношений между частями тела», «Санитарное состояние своей квартиры», «Значение реберного хряща», «Роль костей плечевого пояса в подъеме руки вверх», «Определение места нахождения мышц, сгибающих кисть», «Выяснение времени наступления утомления при статической и динамической работе», «Определение чувствительности слуха» и др.