Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 1.
Домашние работы являются составной частью процесса обучения биологии. Необходимость в них обусловлена как решением дидактических задач, так и задач формирования умений самостоятельной работы и подготовки учащихся к самообразованию. Домашние работы имеют и воспитательное значение. Они способствуют становлению чувства ответственности за порученное дело, выработке аккуратности, трудолюбия и других социально ценных качеств. Домашние работы принципиально отличаются от классных, ибо они протекают без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Учащийся сам определяет время выполнения задания, выбирает для себя оптимальный ритм и темп работы. Действуя самостоятельно, он не имеет тех средств, которые на уроке позволяют сделать учебную работу более интересной. Но самое главное заключается в том, что дома нет коллектива, который положительно влиял бы на создание рабочего настроя и стимулирование здорового соперничества.
Домашние работы — форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя по закреплению, углублению содержания учебного материала, изученного на уроке биологии, решения познавательных задач и предварительной подготовки к восприятию новой темы.
В методике биологии выделяют различные виды домашних работ: проблемные и непроблемные, групповые и индивидуальные, творческие и нетворческие. Все они могут использоваться в практике обучения предмету. Однако большее распространение получили виды домашних работ, определенных в контексте дидактических целей: 1) закрепление, углубление знаний и выработка умений, полученных на уроке; 2) подготовка к лучшему восприятию нового учебного материала; 3) решение познавательных задач; 4) выполнение творческих заданий.
Домашние работы по закреплению, углублению знаний и выработке умений связаны с общебиологическим, морфологическим, анатомическим, физиологическим, экологическим и другим материалом, а также интеллектуальными, практическими и специальными способами действия. Они, как правило, выполняются с использованием учебников биологии, научно-популярных журналов, научно-художественных книг, Интернет-ресурсов и натуральных объектов.
С учебником биологии работают все учащиеся, поэтому учитель должен четко формулировать задания для выполнения. Их лучше выражать в виде одного или нескольких суждений с вопросом в конце или только в виде вопроса.
Приведем примеры. 1. Известно, что в скелете человека имеются длинные кости. Объясните, почему большая часть этих костей имеет трубчатое строение. 2. Зеленые растения играют важную роль в природе — обогащают атмосферу кислородом. А еще? Дополните ответ 2-3 суждениями. Как вы думаете, почему нельзя уничтожать зеленые растения? 3. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика во время развития? По сути этих и подобных заданий учащиеся составляют ответы по тексту учебника, а не заучивают его подряд для пересказа. Активизируют их работу вопросы, предлагаемые в конце параграфов. Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает разнообразные вопросы — репродуктивные, объяснительные, поисковые и проблемные. Важно с их помощью организовать успешную проработку содержания текста — внимательное чтение для выделения главных биологических терминов и понятий, выражение определений последних с указанием на существенные признаки живых объектов, разделение параграфа на смысловые фрагменты и формулирование заглавий, составление текстовых таблиц и логических схем.