Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Домашние работы. Часть 1.

Домашние работы являются составной частью процесса обучения биологии. Необходимость в них обусловлена как решением дидактических задач, так и задач формирования умений самостоятельной работы и подготовки учащихся к самообразованию. Домашние работы имеют и воспитательное значение. Они способствуют становлению чувства ответственности за порученное дело, выработке аккуратности, трудолюбия и других социально ценных качеств. Домашние работы принципиально отличаются от классных, ибо они протекают без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Учащийся сам определяет время выполнения задания, выбирает для себя оптимальный ритм и темп работы. Действуя самостоятельно, он не имеет тех средств, которые на уроке позволяют сделать учебную работу более интересной. Но самое главное заключается в том, что дома нет коллектива, который положительно влиял бы на создание рабочего настроя и стимулирование здорового соперничества.

Домашние работы — форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя по закреплению, углублению содержания учебного материала, изученного на уроке биологии, решения познавательных задач и предварительной подготовки к восприятию новой темы.

В методике биологии выделяют различные виды домашних работ: проблемные и непроблемные, групповые и индивидуальные, творческие и нетворческие. Все они могут использоваться в практике обучения предмету. Однако большее распространение получили виды домашних работ, определенных в контексте дидактических целей: 1) закрепление, углубление знаний и выработка умений, полученных на уроке; 2) подготовка к лучшему восприятию нового учебного материала; 3) решение познавательных задач; 4) выполнение творческих заданий.

Домашние работы по закреплению, углублению знаний и выработке умений связаны с общебиологическим, морфологическим, анатомическим, физиологическим, экологическим и другим материалом, а также интеллектуальными, практическими и специальными способами действия. Они, как правило, выполняются с использованием учебников биологии, научно-популярных журналов, научно-художественных книг, Интернет-ресурсов и натуральных объектов.

С учебником биологии работают все учащиеся, поэтому учитель должен четко формулировать задания для выполнения. Их лучше выражать в виде одного или нескольких суждений с вопросом в конце или только в виде вопроса.

Приведем примеры. 1. Известно, что в скелете человека имеются длинные кости. Объясните, почему большая часть этих костей имеет трубчатое строение. 2. Зеленые растения играют важную роль в природе — обогащают атмосферу кислородом. А еще? Дополните ответ 2-3 суждениями. Как вы думаете, почему нельзя уничтожать зеленые растения? 3. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика во время развития? По сути этих и подобных заданий учащиеся составляют ответы по тексту учебника, а не заучивают его подряд для пересказа. Активизируют их работу вопросы, предлагаемые в конце параграфов. Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает разнообразные вопросы — репродуктивные, объяснительные, поисковые и проблемные. Важно с их помощью организовать успешную проработку содержания текста — внимательное чтение для выделения главных биологических терминов и понятий, выражение определений последних с указанием на существенные признаки живых объектов, разделение параграфа на смысловые фрагменты и формулирование заглавий, составление текстовых таблиц и логических схем.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005