Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Экскурсия. Часть 1.

Биология как учебный предмет призвана обеспечить качественную подготовку школьников. Успешно решить эту сложную задачу можно только при их ознакомлении с объектами живой природы в условиях естественного или искусственного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм обучения биологии — экскурсию.

При обучении биологии используются различные экскурсии. Тематические экскурсии, как правило, проводятся в рамках изучения какого-либо отдельного раздела школьной биологии — бактерий, грибов и лишайников; растений; животных; человека и его здоровья; общей биологии. В ходе проведения таких экскурсий изучается структура, состав обозначенных объектов, а также закономерности функционирования при воздействии на них различных факторов внутренней и внешней среды.

Комплексные экскурсии ориентированы на рассмотрение объектов, имеющих отношение к различным разделам биологии. В качестве таких объектов выступает окружающая среда и ее факторы, биологическое разнообразие — видовое, экосистемное и генетическое, здоровье человека, меры охраны животных и растений.

Задачи вводной экскурсии заключаются в предварительном ознакомлении школьников с объектами живой природы. Текущие экскурсии, как правило, носят тематический характер, направлены на закрепление и расширение содержания учебного материала, полученного на уроках, а также приобретение новых знаний и умений. Заключительные экскурсии имеют в основном обобщающий характер. Они чаще всего проводятся в конце изучения крупной темы или раздела в целом.

Приоритетное положение в системе обучения школьников биологии занимают экскурсии по месту их проведения. Экскурсии в природу позволяют выяснить многообразие объектов живой природы, особенности их структуры, функционирования и взаимодействий в определенных условиях. Во время экскурсий в сельскохозяйственное производство школьникам показываются способы успешного преобразования растительного и животного мира. На экскурсиях в музеи, ботанические сады, питомники их знакомят с многообразием форм, образующих живую природу, как результата длительного развития жизни на Земле. Эти экскурсии могут быть вводными, тематическими, текущими и заключительными.

Программы по биологии предусматривают экскурсии для учебного курса с 6-го по 11-й класс и рекомендуют их тематику за часть времени, отводимого на изучение соответствующих разделов. Однако экскурсии могут быть и внепрограммными. К сожалению, разные варианты программ по разделам «Человек и его здоровье», «Общая биология» предполагают проведение минимума экскурсий. В обобщенном виде тематику экскурсий по биологии можно представить следующим образом.

Экскурсии в программе 6 класса. Мир бактерий, грибов и растений вокруг нас. Сезонные явления в жизни растений. Растения в жилых и производственных помещениях. Растения защищенного грунта. Многообразие растений в природе. Растительные сообщества.

Экскурсии в программе 7 класса. Животный мир вокруг нас. Внешний вид и особенности поведения животных. Взаимосвязи животных в природе. Многообразие животных и их роль в природных сообществах. Животные дикие, сельскохозяйственные и домашние.

Экскурсии в программе 8-9 классов. Реакция организмов, включая организм человека, на факторы среды обитания, относительный характер приспособленности организмов. Природные сообщества, экосистемы и их обитатели. Антропогенные изменения природной среды.

Экскурсии в программе 10-11 классов. Биологическое — видовое, экосистемное и генетическое разнообразие. Многообразие сортов растений и пород животных. История развития жизни на Земле. Природные и антропогенные воздействия в природе.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005