Методика преподавания биологии. Экскурсия. Часть 1.
Биология как учебный предмет призвана обеспечить качественную подготовку школьников. Успешно решить эту сложную задачу можно только при их ознакомлении с объектами живой природы в условиях естественного или искусственного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм обучения биологии — экскурсию.
При обучении биологии используются различные экскурсии. Тематические экскурсии, как правило, проводятся в рамках изучения какого-либо отдельного раздела школьной биологии — бактерий, грибов и лишайников; растений; животных; человека и его здоровья; общей биологии. В ходе проведения таких экскурсий изучается структура, состав обозначенных объектов, а также закономерности функционирования при воздействии на них различных факторов внутренней и внешней среды.
Комплексные экскурсии ориентированы на рассмотрение объектов, имеющих отношение к различным разделам биологии. В качестве таких объектов выступает окружающая среда и ее факторы, биологическое разнообразие — видовое, экосистемное и генетическое, здоровье человека, меры охраны животных и растений.
Задачи вводной экскурсии заключаются в предварительном ознакомлении школьников с объектами живой природы. Текущие экскурсии, как правило, носят тематический характер, направлены на закрепление и расширение содержания учебного материала, полученного на уроках, а также приобретение новых знаний и умений. Заключительные экскурсии имеют в основном обобщающий характер. Они чаще всего проводятся в конце изучения крупной темы или раздела в целом.
Приоритетное положение в системе обучения школьников биологии занимают экскурсии по месту их проведения. Экскурсии в природу позволяют выяснить многообразие объектов живой природы, особенности их структуры, функционирования и взаимодействий в определенных условиях. Во время экскурсий в сельскохозяйственное производство школьникам показываются способы успешного преобразования растительного и животного мира. На экскурсиях в музеи, ботанические сады, питомники их знакомят с многообразием форм, образующих живую природу, как результата длительного развития жизни на Земле. Эти экскурсии могут быть вводными, тематическими, текущими и заключительными.
Программы по биологии предусматривают экскурсии для учебного курса с 6-го по 11-й класс и рекомендуют их тематику за часть времени, отводимого на изучение соответствующих разделов. Однако экскурсии могут быть и внепрограммными. К сожалению, разные варианты программ по разделам «Человек и его здоровье», «Общая биология» предполагают проведение минимума экскурсий. В обобщенном виде тематику экскурсий по биологии можно представить следующим образом.
Экскурсии в программе 6 класса. Мир бактерий, грибов и растений вокруг нас. Сезонные явления в жизни растений. Растения в жилых и производственных помещениях. Растения защищенного грунта. Многообразие растений в природе. Растительные сообщества.
Экскурсии в программе 7 класса. Животный мир вокруг нас. Внешний вид и особенности поведения животных. Взаимосвязи животных в природе. Многообразие животных и их роль в природных сообществах. Животные дикие, сельскохозяйственные и домашние.
Экскурсии в программе 8-9 классов. Реакция организмов, включая организм человека, на факторы среды обитания, относительный характер приспособленности организмов. Природные сообщества, экосистемы и их обитатели. Антропогенные изменения природной среды.
Экскурсии в программе 10-11 классов. Биологическое — видовое, экосистемное и генетическое разнообразие. Многообразие сортов растений и пород животных. История развития жизни на Земле. Природные и антропогенные воздействия в природе.