Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 3.

Практическая работа — форма организации обучения, при которой учитель организует различные виды деятельности учащихся преимущественно для формирования у них практических способов действия, связанных с объектами живой природы. Эта форма занятий ориентирована на реализацию взаимосвязи теоретического биологического материала с практикой его использования учащимися в различных сферах жизнедеятельности общества — аграрной, биотехнологической, экологической, рекреационной и промышленной. В современных условиях важно, чтобы учащиеся выполняли осмысленные действия по преобразованию живой природы и ее различных объектов. Это относится к таким действиям, как охрана местных экосистем и их сообществ, распознавание и определение видов грибов, растений и животных, обработка почвы на территории школы и учебно-опытного участка, выращивание растений и ухаживание за животными.

По дидактическим целям различают практические работы обучающие и тренировочные. Первые из них ориентированы на формирование способов действия под руководством учителя. При этом он объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и предлагает задания для воспроизведения и закрепления по ходу практической работы. Для того чтобы, к примеру, сформировать умения распознавать растение, необходимо научить учащихся рассмотреть экземпляр растения, назвать все признаки его принадлежности к определенной систематической группе, выделить из названных признаков наиболее существенные и на их основе принять решение об отношении растения к конкретной систематической группе, определить вид растения.

Тренировочные практические работы нацелены на совершенствование и закрепление умений, часть из которых может перейти в навык — автоматизированные действия, выполняемые под контролем внимания. Это относится к способам действия по уходу за растениями и животными, обработке почвы, распознаванию животных, растений и грибов.

Все варианты программ по биологии предусматривают проведение практических работ. Но не во всех из них они четко обозначены. В некоторых программах практические работы выражены под рубрикой «лабораторные работы». В обобщенном виде их тематику можно представить в следующем виде.

Работы в программе 6 класса. Разнообразие органов цветковых растений — цветков, семян, корневища, клубней. Черенкование комнатных растений, корневища и корня, деление клубня и луковицы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян и выращивание рассады. Обработка почвы и уход за многолетними древесными растениями.

Работы в программе 7 класса. Выполнение работ по борьбе с вредными животными в бытовых условиях. Уход за животными в кабинете биологии — аквариумными рыбами.

Работы в программе 8 класса. Измерение пульса на лучевой артерии. Вычисление расчетной жизненной емкости легких. Выявление загрязненности воздуха учебного помещения. Определение норм питания, составление пищевых рационов. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки. Определение остроты слуха.

Работы в программе 9 класса. Отличительные признаки у семян разных сортов гороха и фасоли. Оценка запыленности воздуха и санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.

Работы в программе 10-11 классов. Составление вариационного ряда и кривой. Решение генетических задач. Разработка родословной и биогеохимических циклов.

Для эффективного формирования практических действий также рекомендуется использовать инструктивные карточки. С их помощью задается алгоритм выполнения действий и их направленность. К примеру, при выявлении признаков семейства Розоцветные по морфологическим признакам шиповника учащийся должен совершить такие действия: 1) рассмотреть внешнее строение цветка шиповника и указать количество чашелистиков, лепестков, тычинок и лепестков; 2) рассмотреть плоды шиповника и назвать признаки его строения; 3) рассмотреть побег шиповника и выделить особенности строения листьев и стебля; 4) сформулировать вывод о существенных признаках семейства Розоцветные.

В практике обучения биологии лабораторные и практические работы могут совмещаться. Поэтому в литературе часто используется выражение «лабораторно-практические работы по биологии».

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005