Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 2.

В методике обучения биологии по определенным признакам различают несколько видов лабораторных работ. По дидактической дели они бывают исследовательскими и иллюстративными, по организационным формам обучения — индивидуальными, групповыми (парными) и фронтальными, по характеру познавательной деятельности — проблемными и непроблемными. Исследовательские работы отличаются тем, что позволяют организовать логику научного исследования, но вместе с тем не открывают объективно новых для человечества знаний. Учащиеся во время таких работ наблюдают, анализируют факты, выдвигают гипотезы, проверяют их и формулируют выводы. По сути исследовательские лабораторные работы являются проблемными и могут выполняться группами и (или) классом. С их помощью учитель побуждает учащихся к самостоятельной учебной деятельности, развивает у них логику мышления и стимулирует познавательный интерес. Иллюстративные лабораторные работы служат для конкретизации, подтверждения, уяснения и повторения некоторых биологических законов и закономерностей, полученных учащимися от учителя или из учебника. Например, работы по изучению модификационной изменчивости с построением вариационных рядов и кривых изменчивости на примере длины листьев и роста относятся к исследовательским, а работы по выяснению особенностей внешнего и внутреннего строения органов растений и животных, строения эукариотических и прокариотических клеток, морфологии хромосом — к иллюстративным.

Для организации лабораторной работы важное значение имеет инструктирование учащихся. Оно проводится с целью их ориентации к эффективному выполнению этапов и заданий познания биологического объекта. Лучше организовать письменное инструктирование в форме заданий-инструкций. В них формулируются задачи и тема, приводится перечень оборудования, описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, даются рекомендации по обработке и оформлению результатов работы.

Для проведения лабораторной работы необходима качественная ее подготовка. Она заключается в следующем: I) включение темы работы в тематический план и отражение ее содержания в поурочном плане; 2) подбор раздаточного материала и оборудования для проведения работы; 3) формулирование учебных заданий по содержанию работы; 4) определение последовательности и времени выполнения работы по каждому ее пункту.

На основе работ видных методистов биологии Е. Т. Бровкиной, Е. П. Бруновт, Т. А. Козловой, Р. Д. Маша, В. Ф. Шалаева можно сформулировать основные положения методики организации и проведения лабораторных работ.

1. Подготовка учащихся к выполнению работы — повторение соответствующего материала, вводное слово учителя, общий инструктаж учащихся.

2. Пояснение учителем последовательности выполнения операций на основе инструктивной карты, которая должна быть у каждого учащегося или вывешена на доске.

3. Выполнение учащимися действий в зависимости от вида лабораторной работы. При необходимости показ учителем образцов выполнения действий и способов самостоятельной работы.

4. Пояснение учителем видов записей и рисунков, которые требуется выполнять по ходу работы и (или) в ее конце.

5. Определение форм организации познавательной деятельности учащихся — индивидуальной, групповой (парной), фронтальной.

6. Проведение итоговой беседы по содержанию работы и оценивание результата работы.

М. Якунчев



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005