Методика преподавания биологии. Внеклассные занятия. Часть 2.
Для разработки методики внеклассной работы важно иметь представление об их видах. В педагогике и методике преподавания биологии единой позиции по этому вопросу не обнаруживается. Известные методисты Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева с соавторами их выражают по количеству участников — индивидуальные, групповые и массовые; по реализации занятий во временных рамках — эпизодические и постоянно действующие; по содержанию — ботанические, зоологические, анатомо-физиологические и общебиологические. Педагог Н. Е. Щуркова представляет виды внеклассной работы по видам деятельности — познавательные, преобразовательные, ценностно-ориентационные и художественные; по пространству деятельности — в природе, городе, парке, музее; по содержанию взаимодействия — эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нравственные и др.; по масштабности осмысливаемого явления «Моя школа», «Мой район», «Мой город», «Моя республика», «Моя страна», «Мой континент».
Каждая из этих классификаций представляется по одному основанию. Для школьной биологии возможна классификация по нескольким основаниям, обозначенным в определении понятия о внеклассной работе. Первым основанием будет вид деятельности с ее объектом, а вторым — способ организации взаимодействия с объектом деятельности. Тогда картина разнообразия видов внеклассных занятий предстанет более широкой.
Из представленной разности внеклассных занятий учитель может выбрать для себя наиболее удобный вариант, в который должны включаться один-два постоянно действующих вида внеклассного занятия, а другие виды могут быть эпизодическими. В качестве первых традиционно выбираются кружки, наблюдения, опытническая работа, работа в уголке живой природы и кабинете биологии. Однако в последнее время все большее распространение получают полевые практикумы, исследовательское и практико-ориентированное проектирование, мониторинг состояния окружающей среды, редких и исчезающих видов растений и животных, сообществ и экологических систем.
Кружок юных биологов объединяет учащихся, особо интересующихся живой природой и познанием ботанических, зоологических, анатомо-физиологических и общебиологических явлений. Обычно кружок объединяет на добровольной основе 10-15 учащихся. Они под руководством учителя занимаются один раз в две-три недели на протяжении 1,5-2 часов. В школьной практике традиционно функционируют следующие кружки: в 6 классе — юных ботаников, растениеводов, цветоводов, кактусоводов, садоводов; в 7 классе — юных зоологов, ихтиологов, орнитологов, гидробиологов; в 8 классе — юных физиологов, медиков; в 9-11 классах — юных цитологов, микробиологов, биохимиков, генетиков, экологов. Такое распределение кружков по классам обусловливается логикой школьных программ по биологии, уровнем знаний учащихся и их возрастными особенностями.
Работа кружка строится на основе разработанной руководителем программы и тематического плана. В него входят теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведение итоговых занятий — выставок, конференций, презентаций. Особое внимание следует уделять организации наблюдений и опытов. Они должны быть научными, выполнимыми, целесообразными и доступными в условиях общеобразовательной школы. Если темы исследования удовлетворяют названным требованиям, то они будут иметь не только развивающую и практическую, но и научную ценность.