Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Внеклассные занятия. Часть 1.

Внеклассная работа по биологии открывает широкие возможности для развития личности школьников и культуры их отношения к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опытного участка. Внеклассная работа — это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осуществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объектами различных видов их деятельности для стимулирования познавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.

В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления внеклассной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При наличии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых практик, экспедиций возможно организовать учебно-исследовательскую и преобразовательную деятельность на основе познания явлений организменного, популяционно-видового и биоценотического уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) пришкольного сада удобно организовать работы по выяснению условий произрастания культурных растений и факторов, оказывающих влияние на их состояние.

Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополняют друг друга. Некоторые из них в школах иногда возникают спонтанно. Однако в любом случае интерес к познанию живых компонентов природы рождается обычно на уроке. Особенно заинтересованные учащиеся, кроме работ по заданиям учителя, обязательных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более сложные задачи. Важно, чтобы результаты их решения докладывались на уроках по соответствующим темам. Как правило, оригинальные материалы, полученные самими учащимися и представленные одноклассникам, вызывают у последних интерес и побуждают к соответствующим действиям. Поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать связь между уроком и внеклассной работой.

Внеклассная работа будет эффективной, если ее рассматривать как модель реальной действительности, обеспечивающую возможность познания и усвоения учащимися дополнительных знаний, умений и ценностей, нравственно-этических и эстетических норм поведения в природе. Такая модель создает условия для реализации субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Именно в этих отношениях учащийся выступает в большей степени как их творец, чем созерцатель.

Приоритетными видами деятельности, которые важно реализовать в совокупности во время внеклассной работы по биологии, являются следующие: 1) познавательная — изучение биологических объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды; 2) ценностно-ориентационная — определение ценностей объектов живой природы и реализация установок на их преобразование и сохранение; 3) эстетическая — реакция на привлекательность и красоту живых систем и способность выражать их художественными средствами; 4) этическая — определение нравственных отношений к живым существам; 5) преобразовательная — выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов природы и улучшению пространства их функционирования; 6) коммуникативная — реализация общения как условия познания живой природы, выработки ценностей и соответствующих способов преобразования окружающей среды. Подчеркнем, что пояснительные суждения отражают общее содержание видов деятельности как объектов, на которые ориентировано внимание учащихся.

М. Якунчев



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005