Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 1.

При обучении биологии постоянно используются лабораторные и практические работы. Они проводятся в кабинете биологии, уголке живой природы, природном и социоприродном окружении, школьном саду, цветнике и на учебно-опытном участке. Эти работы ориентированы в основном на формирование интеллектуальных и практических умений — наблюдать, исследовать, распознавать, определять, измерять, анализировать, аргументировать, обрабатывать, выращивать, ухаживать и др.

Лабораторная работа — форма организации обучения, при котором учитель руководит самостоятельной познавательной и иной деятельностью учащихся при использовании соответствующих средств и методов, преимущественно для исследования различных биологических объектов и протекающих в них процессов. В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие лабораторные работы от других организационных форм. Это руководство самостоятельной и иной деятельностью учащихся с применением методологии научного познания, создание условий для овладения простейшими методиками и методами исследования на уроке с лабораторным оборудованием.

Лабораторные работы позволяют освоить учащимися один из основных методов биологической науки — экспериментальный. Он предполагает проведение наблюдения, воспроизведения и изучения биологических явлений, измерения и обработку их результатов, а также формулирование выводов. При этом реализуется предназначение названного метода как источника знаний и критерия истинности теоретических представлений.

Программы по биологии предусматривают лабораторные работы для курса с 6-го по 11-й класс. В обобщенном виде их тематику можно представить в следующих суждениях.

Работы в программе 6 класса. Устройство увеличительных приборов, строение растительной клетки. Внешнее и внутреннее строение органов растения — корня, стебля, листа, цветка, соцветия, плода. Внешние признаки растений различных систематических и экологических групп. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Работы в программе 7 класса. Особенности внешнего строения, поведения и передвижения представителей животных различных типов. Многообразие животных — червей, моллюсков, насекомых, птиц.

Работы в программе 8 класса. Клетки и ткани организма человека. Анатомические особенности тела человека — мышц, костей, сердца. Физиологические явления в организме человека — природа пульса, реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, действие ферментов слюны на крахмал, рефлексы головного мозга.

Работы в программе 9 класса. Особенности строения, функционирования и изменения состояния биологических систем различных уровней организации жизни — клеток растений и животных, расщепление пероксида водорода ферментами живых клеток, изменчивость организмов, морфологические критерии вида, условия жизни, пищевые цепи и сукцессия в экосистеме.

Работы в программе 10-11 класса. Строение и функционирование клетки — клетки эукариотические и прокариотические, плазмолиз и деплазмолиз, движение цитоплазмы в растительных клетках. Генетические явления — изменчивость у растений и животных, фенотип растений, фенотипические проявления хромосомных аномалий у человека. Эволюционные явления — приспособленность организмов к среде обитания, ароморфозы и идио-адаптации у растений и животных.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005