Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 3.

Другое назначение у анкетирования, которое чаще считают не разновидностью опроса, а самостоятельным методом исследования. Ответы на вопросы в этих случаях даются в самой анкете. И поэтому в ней не может быть пространных рассуждений. Зато с помощью анкетирования можно охватить большее число респондентов, чем при обычном опросе. Поэтому альтернативные вопросы в анкетах обычно предполагают краткие ответы без каких-либо обоснований (нравится — не нравится, правильно — неправильно, допустимо — недопустимо и т. д.). В ряде случаев в таких анкетах возможны предельно краткие ответы: «Да» или «Нет».

Чтобы ускорить заполнение таких анкет, можно использовать тестовую (выборочную) методику опроса: в анкете перечисляются несколько предполагаемых ответов на вопрос, и отвечающие должны выбрать и выделить правильный.

Большое значение для лингвометодики как практической науки имеет изучение опыта работы учителей средней и преподавателей высшей школы.

Работу школьного учителя или преподавателя высшей школы можно изучать по определенной проблеме исследования (обучения) или как целостный педагогический процесс обучающего.

В том и другом случае методист-исследователь составляет план ознакомления с практикой работы преподавателя.

Если речь идет о комплексном изучении опыта, то обычно фиксируются следующие параметры:

  • контакт преподавателя с аудиторией школьников или студентов;
  • уровень его мастерства, качество лингвистической и лингвометодической подготовки;
  • научность и доступность преподавания;
  • особенности индивидуального стиля работы преподавателя.

Конечно, каждый методист-исследователь может вносить в эту схему свои коррективы.

Специфические исследовательские методы у предметной методики — опытная и экспериментальная апробация результатов исследования.

Различия в этих методах некоторые ученые-педагоги видят в наличии или отсутствии варьируемого сопоставительного компонента.

Для опытной работы этот компонент избыточен или факультативен, экспериментальной — обязателен.

Общим для обоих методов признаком является возможность количественных измерений результатов работы. Причем для опытной работы и этот признак можно считать необязательным.

Поскольку четкое разграничение опытной и экспериментальной апробации исследования не всегда возможно, да и признается не всеми лингвометодистами, часто проверку результатов исследования «примирительно» именуют опытно-экспериментальной.

Далеко не все в учебном процессе можно проверить экспериментально. И прежде всего то, что невозможно или чрезвычайно трудно измерить и вычислить и что не сразу дает требуемую отдачу.

К таким «неуловимым факторам» относится воспитательное воздействие на обучающихся. Известно, что воспитанность и воспитуемость зависят от многих факторов, которые невозможно уместить в рамках экспериментально-опытной проверки. Бесполезно проверять опытным путем программы курсов. Они дают о себе знать только через посредство ориентированных на них учебников и учебной практики.

Путем анкетирования и опроса, а не экспериментально апробируются средства создания положительной мотивации обучения. Трудно понять, как можно измерить степень проявления интереса к учебному предмету.

В самой экспериментальной работе различают естественный и искусственный (лабораторный) эксперимент.

Это деление своеобразно у наук педагогического профиля. Естественный эксперимент проводится в реальных жизненных ситуациях.

Для фундаментальных наук это ситуации повседневной жизни, привычные для людей, далеких от науки.

Так, чтобы проверить, как в наше время произносят перед окончаниями прилагательных заднеязычные согласные: [Г, К, X] или [Г', К', X'], ученые-лингвисты вышли на середину Комсомольской площади и, жалуясь на «плохое зрение», просили прохожих, пересекающих площадь, сказать, какой это вокзал. (На этой площади три вокзал: Ярославский, Ленинградский и Казанский).

Если бы эти ученые записывали голоса испытуемых в помещении, такой эксперимент можно было бы назвать лабораторным.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005