Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 3.
Другое назначение у анкетирования, которое чаще считают не разновидностью опроса, а самостоятельным методом исследования. Ответы на вопросы в этих случаях даются в самой анкете. И поэтому в ней не может быть пространных рассуждений. Зато с помощью анкетирования можно охватить большее число респондентов, чем при обычном опросе. Поэтому альтернативные вопросы в анкетах обычно предполагают краткие ответы без каких-либо обоснований (нравится — не нравится, правильно — неправильно, допустимо — недопустимо и т. д.). В ряде случаев в таких анкетах возможны предельно краткие ответы: «Да» или «Нет».
Чтобы ускорить заполнение таких анкет, можно использовать тестовую (выборочную) методику опроса: в анкете перечисляются несколько предполагаемых ответов на вопрос, и отвечающие должны выбрать и выделить правильный.
Большое значение для лингвометодики как практической науки имеет изучение опыта работы учителей средней и преподавателей высшей школы.
Работу школьного учителя или преподавателя высшей школы можно изучать по определенной проблеме исследования (обучения) или как целостный педагогический процесс обучающего.
В том и другом случае методист-исследователь составляет план ознакомления с практикой работы преподавателя.
Если речь идет о комплексном изучении опыта, то обычно фиксируются следующие параметры:
- контакт преподавателя с аудиторией школьников или студентов;
- уровень его мастерства, качество лингвистической и лингвометодической подготовки;
- научность и доступность преподавания;
- особенности индивидуального стиля работы преподавателя.
Конечно, каждый методист-исследователь может вносить в эту схему свои коррективы.
Специфические исследовательские методы у предметной методики — опытная и экспериментальная апробация результатов исследования.
Различия в этих методах некоторые ученые-педагоги видят в наличии или отсутствии варьируемого сопоставительного компонента.
Для опытной работы этот компонент избыточен или факультативен, экспериментальной — обязателен.
Общим для обоих методов признаком является возможность количественных измерений результатов работы. Причем для опытной работы и этот признак можно считать необязательным.
Поскольку четкое разграничение опытной и экспериментальной апробации исследования не всегда возможно, да и признается не всеми лингвометодистами, часто проверку результатов исследования «примирительно» именуют опытно-экспериментальной.
Далеко не все в учебном процессе можно проверить экспериментально. И прежде всего то, что невозможно или чрезвычайно трудно измерить и вычислить и что не сразу дает требуемую отдачу.
К таким «неуловимым факторам» относится воспитательное воздействие на обучающихся. Известно, что воспитанность и воспитуемость зависят от многих факторов, которые невозможно уместить в рамках экспериментально-опытной проверки. Бесполезно проверять опытным путем программы курсов. Они дают о себе знать только через посредство ориентированных на них учебников и учебной практики.
Путем анкетирования и опроса, а не экспериментально апробируются средства создания положительной мотивации обучения. Трудно понять, как можно измерить степень проявления интереса к учебному предмету.
В самой экспериментальной работе различают естественный и искусственный (лабораторный) эксперимент.
Это деление своеобразно у наук педагогического профиля. Естественный эксперимент проводится в реальных жизненных ситуациях.
Для фундаментальных наук это ситуации повседневной жизни, привычные для людей, далеких от науки.
Так, чтобы проверить, как в наше время произносят перед окончаниями прилагательных заднеязычные согласные: [Г, К, X] или [Г', К', X'], ученые-лингвисты вышли на середину Комсомольской площади и, жалуясь на «плохое зрение», просили прохожих, пересекающих площадь, сказать, какой это вокзал. (На этой площади три вокзал: Ярославский, Ленинградский и Казанский).
Если бы эти ученые записывали голоса испытуемых в помещении, такой эксперимент можно было бы назвать лабораторным.