Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка как наука. О методах исследования в прикладной науке. Часть 2.

В соответствии с требованиями логики рассуждений «по поводу» ученый-исследователь старается прежде всего заботиться о тождественности мыслимых им понятий и терминов. Если, например, в научной работе по методике изучения лексики в школе или вузе автор принимает какое-либо определение синонимов или какую-либо классификацию семантики, то он не должен безоговорочно подменять эти понятия другими. Например, сигнификативное значение слова в дальнейшем называть денотативным, несмотря на то, что в лингвистике наблюдаются различные трактовки и даже смешение этих понятий.

Рассуждения методиста-исследователя не должны быть противоречивыми. Конечно, вполне допустимо какие-либо концепции, взгляды, учения по одним положениям оценивать позитивно, а по другим негативно. Но менять собственные оценки одних и тех же положений без достаточных оснований, по крайней мере, нелогично.

Правда, в ходе исследования ученый может изменить к чему-либо свое отношение. Но для этого ему необходимо в своей работе (а раньше — в своем сознании) привести убедительные аргументы.

Здесь вступает в силу самое существенное при теоретическом анализе проблемы (и, можно сказать, предмета исследования) — доказательность, умение обосновать свою концепцию, свои суждения, свою точку зрения.

Говоря о взглядах других ученых, бесполезно и неубедительно ограничиваться только тем, что такой-то писал (сказал) что-либо. Другое дело, когда доказывают, почему это «что-либо» приемлемо, заслуживает поддержки или, наоборот, несостоятельно в научном отношении.

Особенно важно обосновывать возможную приемлемость, компромиссность различных точек зрения на те или иные взгляды лингвистов или лингвометодистов.

Предположим, что преподаватель (он же ученый-исследователь) считает, что противопоставление морфологического принципа орфографии фонематическому неправомерно. Как это обосновать? В соответствии с формальной логикой доказательства бывают прямые и косвенные. Прямым доказательством в данном случае будет выявление на ряде примеров соответствия обоих принципов в подавляющем большинстве орфограмм. А косвенным доказательством служит признание этого факта современными представителями обоих направлений в орфографии.

Фрагментарно в лингвометодических исследованиях используется СТАТИСТИЧЕСКИЙ метод. Потребность в нем возникает в тех случаях, когда требуются исчисления результатов исследования: при анкетировании, опросе респондентов, экспериментальной проверке и т. д. Главная проблема таких подсчетов — приведение количественных показателей разнокачественных объектов к общему знаменателю. Конкретизировать это удобно будет при характеристике лингвометодического эксперимента.

В науках методического цикла среди методов ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ наиболее популярны опрос и анкетирование.

Устный опрос обычно именуют интервью (или процессуально интервьюированием), письменный — анализом отзывов респондентов.

Обе эти разновидности можно считать самостоятельными методами.

Каждый из двух видов опроса имеет свои плюсы и минусы. Устный опрос — это непосредственное общение с респондентом, что позволяет уточнять вопросы и ответы на них. Зато письменный опрос не требует затрат аудиторного времени, звукозаписи ответов и повторного прослушивания звукозаписи при анализе их.

Характер вопросов во время устного или письменного опроса зависит главным образом от трех факторов:

  • особенностей исследуемой проблемы (концепции, предмета исследования);
  • целенаправленности опроса;
  • учебного статуса и возраста респондентов.

    М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005