Методика преподавания русского языка как наука. Научная специфика предметной методики. Часть 2.
Основная форма обучения в средней школе — урок, который почти всегда является комплексным, включая разноплановые структурные элементы. Поэтому так трудно классифицировать школьные уроки русского языка по одному основанию.
В условиях высшей школы формы занятий более одноплановые: лекции, практические занятия, лабораторные занятия и пр. Хотя, конечно, может допускаться и некоторое сближение этих форм.
Можно привести примеры лингвометодических закономерностей и в самом процессе преподавания (обучения, изучения).
Так, закономерная, объективная связь наблюдается в приемах различения смежных единиц русского языка.
Если учащийся начальных классов или средней иноязычной школы не умеет правильно употреблять в своей русской речи какие-либо словоформы, то для различения их ему приходится опираться на их семантику и формальные показатели (падежные формы существительных), только на формальные показатели (формы рода неодушевленных существительных) или на усилия памяти там, где дифференцируемые слова совпадают по форме (день и тень, ноль и соль, дверь и зверь)'. У более старших учащихся различение запрограммировано в долговременной памяти.
Как и в каждой науке, в лингвометодике есть своя теория и своя технология. К теории здесь относятся определение закономерностей предмета обучения (и исследования), принципы и критерии разработки содержания, формирование структуры учебного предмета и выбор средств преподавания (обучения, изучения). Технология же показывает пути реализации учебных средств и форм в зависимости от тех или иных условий обучения.
В связи с этим возникает вопрос о специфике предметной методики как науки.
Традиционно методику, как и педагогику, относят к числу прикладных, или практических, наук. И это вполне правомерно. Деление наук на фундаментальные и прикладные, или на теоретические и практические, известно с глубокой древности. Еще средневековый мыслитель Ибн-Сина (Авиценна) в XI веке выделил практические науки, в числе которых указал науку об управлении страной, науку об управлении домом, науку об управлении самим собой.
Науковеды называют известных ученых, которые признавали прикладные, практические, отрасли знаний. Это французский философ и математик Огюстен Антуан Курно, энциклопедисты Дидро и Даламбер, немецкий философ И. Кант, русский лингвист Я. К. Грот и многие другие.
Предметную методику ни в одной из науковедческих классификаций мы не найдем. Зато в них прикладной именуется педагогика, иногда даже с ее подразделениями, которыми Л. Г. Джакая считает дидактику, теорию воспитания, психометрию и дефектологию.
И хотя науковеды как будто игнорируют предметную методику, есть все основания считать, что ей свойственны особенности прикладных наук, и прежде всего наиболее близкой к ней — педагогики.
Что же общего у всех прикладных наук? Они непосредственно направлены на решение практических, жизненных задач.
Конечно, между прикладными и фундаментальными науками нет непроходимой стены. Достижения фундаментальных наук тоже могут находить (и находят) применение в жизненной практике. Но не обязательно и чаще всего опосредованно.
Если же они в какой-то своей части имеют непосредственную практическую направленность, то эти части соответственно именуются прикладной математикой, прикладной лингвистикой, экспериментальной физикой и т. д.
В то же время такие области знаний, как педагогика и предметная методика, по своей сущности не могут быть «чисто» теоретическими. Их закономерности выходят в учебную практику непосредственно в форме различных инструкций и рекомендаций.
Конечно, и эти науки имеют свою теорию, но она не может быть научной абстракцией, оторванной от жизненной (в данном случае учебной) практики. Поэтому между научными публикациями и пособиями для обучающих и обучаемых по предметной методике принципиальная разница лишь в том, что первые требуют обязательного научного обоснования, а для вторых такое обоснование факультативно.