Методические материалы, статьи

Методика преподавания русского языка как наука. Научная специфика предметной методики. Часть 2.

Основная форма обучения в средней школе — урок, который почти всегда является комплексным, включая разноплановые структурные элементы. Поэтому так трудно классифицировать школьные уроки русского языка по одному основанию.

В условиях высшей школы формы занятий более одноплановые: лекции, практические занятия, лабораторные занятия и пр. Хотя, конечно, может допускаться и некоторое сближение этих форм.

Можно привести примеры лингвометодических закономерностей и в самом процессе преподавания (обучения, изучения).

Так, закономерная, объективная связь наблюдается в приемах различения смежных единиц русского языка.

Если учащийся начальных классов или средней иноязычной школы не умеет правильно употреблять в своей русской речи какие-либо словоформы, то для различения их ему приходится опираться на их семантику и формальные показатели (падежные формы существительных), только на формальные показатели (формы рода неодушевленных существительных) или на усилия памяти там, где дифференцируемые слова совпадают по форме (день и тень, ноль и соль, дверь и зверь)'. У более старших учащихся различение запрограммировано в долговременной памяти.

Как и в каждой науке, в лингвометодике есть своя теория и своя технология. К теории здесь относятся определение закономерностей предмета обучения (и исследования), принципы и критерии разработки содержания, формирование структуры учебного предмета и выбор средств преподавания (обучения, изучения). Технология же показывает пути реализации учебных средств и форм в зависимости от тех или иных условий обучения.

В связи с этим возникает вопрос о специфике предметной методики как науки.

Традиционно методику, как и педагогику, относят к числу прикладных, или практических, наук. И это вполне правомерно. Деление наук на фундаментальные и прикладные, или на теоретические и практические, известно с глубокой древности. Еще средневековый мыслитель Ибн-Сина (Авиценна) в XI веке выделил практические науки, в числе которых указал науку об управлении страной, науку об управлении домом, науку об управлении самим собой.

Науковеды называют известных ученых, которые признавали прикладные, практические, отрасли знаний. Это французский философ и математик Огюстен Антуан Курно, энциклопедисты Дидро и Даламбер, немецкий философ И. Кант, русский лингвист Я. К. Грот и многие другие.

Предметную методику ни в одной из науковедческих классификаций мы не найдем. Зато в них прикладной именуется педагогика, иногда даже с ее подразделениями, которыми Л. Г. Джакая считает дидактику, теорию воспитания, психометрию и дефектологию.

И хотя науковеды как будто игнорируют предметную методику, есть все основания считать, что ей свойственны особенности прикладных наук, и прежде всего наиболее близкой к ней — педагогики.

Что же общего у всех прикладных наук? Они непосредственно направлены на решение практических, жизненных задач.

Конечно, между прикладными и фундаментальными науками нет непроходимой стены. Достижения фундаментальных наук тоже могут находить (и находят) применение в жизненной практике. Но не обязательно и чаще всего опосредованно.

Если же они в какой-то своей части имеют непосредственную практическую направленность, то эти части соответственно именуются прикладной математикой, прикладной лингвистикой, экспериментальной физикой и т. д.

В то же время такие области знаний, как педагогика и предметная методика, по своей сущности не могут быть «чисто» теоретическими. Их закономерности выходят в учебную практику непосредственно в форме различных инструкций и рекомендаций.

Конечно, и эти науки имеют свою теорию, но она не может быть научной абстракцией, оторванной от жизненной (в данном случае учебной) практики. Поэтому между научными публикациями и пособиями для обучающих и обучаемых по предметной методике принципиальная разница лишь в том, что первые требуют обязательного научного обоснования, а для вторых такое обоснование факультативно.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005