Методика обучения иностранцев русскому языку как наука. Часть 1.
Методика обучения русскому языку как иностранному является педагогической наукой. Она входит в цикл педагогических наук и тесно связана с каждой из них, прежде всего — с дидактикой. У дидактики и методики имеется один и тот же объект исследования — вся совокупность явлений и процессов, связанных с обучением. Однако предметы исследования у них разные. Дидактика изучает общие вопросы обучения независимо от специфики конкретного учебного предмета. Методика исследует вопросы обучения конкретному учебному предмету, в данном случае — учебному предмету «Русский язык как иностранный». Отношения между дидактикой и методикой — это отношения между общей и частной теориями обучения.
Связь методики с дидактикой проявляется в общности категориального аппарата, с помощью которого описываются разные стороны процесса обучения. И той и другой наукой используются понятия целей, содержания, методов, принципов, средств обучения и др. Каждое методическое понятие глубже, чем соответствующее дидактическое, так как наряду с общими оно содержит специфические для методики компоненты. Например, принципами обучения методист понимает не только дидактические, общие для всех учебных предметов, но и специфические для методики принципы: коммуникативности, учета родного языка и др.
Еще одно проявление связи методики с дидактикой — в единстве основных методов научного исследования, таких как изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, устный и письменный опросы, тестирование, опытное обучение, эксперимент. Методика обучения русскому языку как иностранному использует и специфические методы научного исследования — из области лингвистики: анализ формы, значения и употребления языковых явлений, сопоставление явлений родного и русского языков и др.
Методикой обучения русскому языку как иностранному пройден большой путь с момента зарождения до наших дней. В 20-х годах прошлого столетия в России началось массовое обучение русскому языку в национальных средних школах, а также вузовское обучение студентов нерусских национальностей и иностранных граждан. К этому же времени относятся и первые попытки научного осмысления процесса обучения русскому языку нерусских (Г. К. Данилов, А. В. Миртов, Н. В. Чехов и другие). Внимание ученых было направлено на вопросы научного обоснования целей и содержания обучения, анализа эффективности прямого и переводного методов, разработки приемов обучения произношению, лексике и грамматике, вопросы учета родного языка в процессе обучения. Особое внимание уделялось определению статуса методики как науки и ее связей с лингвистикой. Все эти направления получили развитие в 30-е годы XX в. Наиболее значительные научные результаты были достигнуты в области разработки методики на основе данных, полученных при сопоставлении русского и родного языков учащихся (С . И. Бернштейн, Е. Д. Поливанов, Л. B. Щерба).
Новый виток в развитии методики пришелся на 50-60-е годы, когда в советских вузах значительно увеличилось число иностранных студентов. В вузах создаются кафедры и секции русского языка как иностранного, открываются подготовительные факультеты для иностранных граждан.
В этот период методика обучения русскому языку как иностранному получила свое дидактическое, лингвистическое и психологическое обоснование и окончательно оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Были уточнены цели обучения и в соответствии с ними пересмотрено содержание обучения русскому языку, разработаны принципы отбора языкового материала и составлены первые научно обоснованные лексические и грамматические минимумы. Получили развитие вопросы обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, сопоставительной методики и анализа художественного текста.
См. также:
Казино Монро: мир азарта и развлечений онлайн