Методика обучения сочинениям разных видов. Часть 4.
Возникновение замысла при написании сочинения по воображению основано на законе «бинома фантазии», подробно раскрытом Дж. Родари в его книге «Грамматика фантазии». Нарушение привычных связей, соединение несоединимого в обычной жизни пробуждает воображение. Ученик встает на позицию автора, придумывающего свой мир, на практике постигает роль вымысла в художественном тексте. Возможные темы сочинений по воображению: «Путешествие осеннего листа», «Страна наоборот», «Почему пингвины не летают?», «Как жили бы люди без книг?».
Сочинение на основе нескольких источников, содержащих фактический материал, — чрезвычайно нужный и полезный вид работы, не только развивающий литературные способности, но и формирующий общеучебные умения работать с источниками информации. Использовать данный вид сочинения можно, обращаясь к жанру познавательной сказки, для создания которой необходимо владеть фактическим природоведческим материалом, при создании литературно-художественного журнала, альманаха, радиопередачи.
Работа над созданием журнала начинается с анализа детских периодических изданий.
Интерес к периодическим печатным изданиям для детей позволяет поставить долговременную учебную задачу — создать собственный классный литературно-художественный журнал. Начинается работа с определения направленности и адресата журнала, поиска его названия, выделения основных рубрик. В зависимости от задач, которые ставит учитель, можно отбирать для журнала литературные произведения, репродукции картин, можно заполнять рубрики словесным и художественным творчеством детей или выбрать смешанный вариант. Поиск литературного и художественного материала ставит ребенка в активную позицию, расширяет читательский кругозор, обучает отбору и компоновке материала на заданную тему. Обращение к собственному творчеству стимулирует юных авторов, дает реальную возможность представить свое произведение на суд публики, получить читательский и зрительский отклик. Учитывая периодичность издания, целесообразно выбирать и для журнала, и для названия рубрик относительно нейтральные названия, не связанные с конкретной датой, событием (целесообразнее назвать рубрику «Времена года», чем «Весна пришла»), что дает возможность менять в следующих выпусках содержание рубрик, сохраняя постоянным ее название. Журналы могут издаваться в письменной и устной форме (в виде представления на сцене, декламации и инсценирования материалов рубрик).
Издание классного журнала позволяет ученикам попробовать себя в разных ролях, выбрать «должность» в соответствии со своими интересами.
Обучение отбору материала для журнала целесообразно начинать в процессе чтения научно-познавательных произведений. Дается задание выбрать из познавательного рассказа (количество источников постепенно увеличивается) фактический материал и составить на его основе свой небольшой устный рассказ на определенную тему. Такая работа требует не просто выборочного пересказа, а создания собственного текста с использованием сведений, почерпнутых из познавательной и справочной литературы. Так, например, для рубрики «Великие изобретатели» можно предложить ученикам составить рассказ об А. К. Нартове, о его вкладе в развитие техники на основе книги Т. Г. Черненко «На пользу Отечеству». Рассказы Т. Г. Черненко отличаются своеобразным стилем: адресованные младшим школьникам, они написаны «рубленой прозой» — короткими, очень простыми по конструкции предложениями, имитирующими разговорную речь. В своих рассказах дети, как правило, не сохраняют этот стиль. Встав на позицию автора, они творят свой текст, не только отбирая фактический материал, но и выбирая иное речевое оформление.