Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 4.
Изучение внутренних вод материков начинается с общей характеристики вод суши, их типов, площадей размещения, опираясь на общие понятия о реках и озерах, известные учащимся из начального курса физической географии. Это выполняется методами беседы и практической работы по картам. Повторяются повторение общих понятий: исток, устье, бассейн реки, речная система и т.п. Эти понятия нужно рассматривать на примерах конкретных рек, изучение которых предусмотрено программой.
Типовой план характеристики реки несколько усложняется путем введения дополнительных вопросов и сообщается учащимся для записи в тетрадь. Он содержит следующие пункты:
1. Название реки.
2. Географическое положение истока.
3. К бассейну какого моря относится.
4. В каком направлении течет и по какой местности (равнины, горы и т.п.).
5. Географическое положение устья.
6. Притоки (правые и левые).
7. Длина реки.
8. Характер течения.
9. Питание и режим в зависимости от климата.
10. Хозяйственное значение.
В беседе сразу определяется, в каком климатическом поясе берет начало река и какие характеристики имеет этот пояс. Полученные сведения позволяют определить водность реки, ее гидрологический режим по сезонам года и ее хозяйственное значение. Дополнительные сведения, которых нет на карте, добавляет учитель. Например, хозяйственное значение рек и природоохранные мероприятия, характер берегов (геологическое строение бассейна), тип растительности долины и т.п.
В процессе изучения рек или озер выполняются практические работы по карте по составлению характеристики реки в соответствии с типовым планом. Иногда эту работу выполняют в виде таблицы, в которую включают основные вопросы типового плана.
Для закрепления знаний целесообразно сравнить реки по отдельным признакам (длине, направлению, характеру течения, режиму).
Аналогичным образом производится работа по составлению характеристики озер в соответствии с типовым планом:
1. Название.
2. Местоположение (географическое положение крайних точек, в какой части материка).
3. Размеры (длина, ширина).
4. Рельеф окружающей местности.
5. Преобладающие глубины и наибольшие глубины.
6. Сточное или бессточное.
7. Какие реки впадают и какие вытекают.
8. Замерзаемость.
9. Происхождение котловины.
10. Хозяйственное значение и природоохранные мероприятия.
В последнее время построено очень много искусственных озер — водохранилищ (более 1000 в СНГ).
Типовой план характеристики крупных водохранилищ:
1. Название реки и плотины, образующей водохранилище.
2. Размеры водохранилища (длина, ширина, наибольшие глубины).
3. Хозяйственное значение (для каких целей и т.п., рыболовство, судоходство).
Изучение внутренних вод материка должно дать учащимся следующие знания и умения.
1. Знания особенностей рек материка и понимание зависимости рек от климата и рельефа.
2. Умение определить по карте местоположение истоков, местоположение озер и крупнейших водохранилищ.
3. Знание основных видов использования озер и водохранилищ.
4. Умение дать характеристику реки, озера и крупных водохранилищ по плану на основе карт.
Изучение природных зон материков. Изучение природных зон материка должно начинаться беседой с повторения учащимися самого понятия «природная зона». Природные зоны — часть земной поверхности, вытянутая в виде широкой полосы по одному или нескольким материкам, характеризующаяся определенными соотношениями влаги и тепла, определенной интенсивности экзогенных процессов, преобладанием определенных типов почв и растительности. Изучение природных зон материков выполняется по типовому плану с объяснением сложных вопросов и последующей беседой.
Типовой план включает следующие вопросы:
1. Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
3. Почвы и растительность.
4. Животный мир.
5. Основные виды хозяйственной деятельности и охрана природы.