Методические материалы, статьи

Методика выявления уровня восприятия художественного произведения. Часть 2.

Например, к рассказу В. Ю. Драгунского «Друг детства» можно предложить следующие вопросы.

1. Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?

2. Опиши, каким ты представляешь себе медвежонка.

3. Как ты думаешь, зачем автор так подробно описывает медвежонка?

4. Как автор относится к Дениске?

5. Почему в конце рассказа Дениска «чуть-чуть не заплакал»?

6. О чем ты задумался, прочитав рассказ? В чем автор убеждает читателя?

Первый вопрос способствует проникновению в эмоциональную тональность произведения, позволяет определить, отмечает ли ребенок смену настроения по ходу чтения. Второй вопрос активизирует работу воссоздающего воображения, позволяет проверить, чье описание медвежонка — мамино или Денискино — легло в основу читательского образа, какова его эмоциональная окраска. Третий вопрос направлен на выявление функции описания в тексте, ответ на этот вопрос позволит определить, воспринимает ли ребенок автора как создателя произведения или ученик судит об искусстве с наивно-реалистических позиций. Четвертый вопрос способствует осмыслению авторского отношения к персонажу, ответ на него покажет, видит ли ребенок динамику авторского отношения. Два последних вопроса побуждают к обобщению прочитанного на уровне конкретного образа и с выходом за его рамки.

Описанные способы проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. В качестве диагностических заданий можно использовать восстановление деформированного плана текста, словесное и графическое рисование, сравнительный анализ вариантов выразительного чтения, подбор мелодии, отражающей эмоциональный настрой произведения и т.п. Любой из приемов анализа текста может быть использован в исследовательских целях. Важно четко определить цель проверки и составить диагностическое задание в соответствии с поставленной целью.

Проведение диагностической работы. Для диагностической работы выделяется специальный урок. После небольшого вступления, создающего нужный для восприятия эмоциональный настрой, учитель читает текст. Выразительность чтения крайне важна, поскольку, как уже отмечалось, наиболее адекватное восприятие возникает, когда текст услышан ребенком в исполнении взрослого. Если ставится цель — проверить зависимость уровня восприятия от способа предъявления текста, используется другой способ восприятия (самостоятельное чтение вслух или про себя, слушание аудиозаписи).

После чтения сообщается цель работы в доступной детям форме (например: «Вас попросили ответить на ряд вопросов, чтобы узнать, стоит ли включать в учебник этот рассказ»). Каждому ребенку должна быть предоставлена возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дано время на обдумывание формулировок вопросов и ответов.

Существенным является способ фиксации работы детей. Ответы не должны корректироваться учителем, поскольку в этом случае проверка потеряет смысл. Важно сохранить точную словесную формулировку, данную ребенком, поэтому предпочтительнее письменная форма контроля. При устной проверке ответы должны записываться на магнитофон с последующей расшифровкой записи.

Отметки за работу не ставятся, ребенок должен работать спокойно, не боясь получить плохую отметку. Важно помнить, что главная цель диагностики — коррекция работы учителя, а не ранжирование детей по уровням.

Обработка полученных данных. Форма анализа результатов срезовых работ зависит от цели и методики проведения проверки, однако в большинстве случаев целесообразно использовать табличную форму. Вертикаль таблицы составляет список учеников класса, по горизонтали отмечаются показатели, существенные для использованного вида проверки. Например:

  • специфика работы различных сфер читательского восприятия: эмоций, воображения, мышления (соответствие читательских эмоций авторским, способность уловить динамику эмоций, увидеть смену настроения персонажа, адекватность воссозданного в воображении читательского образа; внимание к форме, способность осмыслить функцию художественной детали в тексте; способность к обобщению в пределах описанной ситуации или с выходом за рамки конкретного образа);
  • тип заданного вопроса (воспроизведение фактического содержания; определение эмоций читателя, персонажа, автора; выявление мотивов поведения персонажа; определение характера персонажа; выявление причинно-следственных связей; выявление читательского или авторского отношения, оценки персонажей и событий; выявление основного конфликта произведения, определение темы, проблемы и др.).

Форма таблицы позволяет учителю видеть результаты каждого ребенка (по горизонтали) и результаты класса по каждому из предложенных заданий (по вертикали). Подробнее способы обработки данных будут рассмотрены при описании различных видов диагностики.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005