Методика преподавания биологии как учебная дисциплина. Часть 2.
Изучение аспекта организационного оформления средств обучения позволяет получить студентам представление о совокупности форм, обеспечивающих полноценное биологическое образование учащихся. Эту совокупность составляют индивидуальная, групповая, фронтальная, внешкольная, внеурочная, домашняя и самостоятельная работы, экскурсии, полевые практикумы и урок. Особую ценность имеют знания об уроке биологии, ибо он в наиболее полном составе может представлять все компоненты процесса обучения — целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный. Поэтому в рамках общей методики преподавания биологии отражаются такие важные характеристики урока, как функции (образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, эвристическая, корректирующая, контрольно-оценочная), содействующие им задачи, совокупность биологических понятий, необходимые методы и средства усвоения, способы контроля и оценки уровня подготовки учащихся. При изучении обозначенного аспекта возникает возможность получения знаний о разнообразии типов уроков биологии: по месту урока в курсе и теме, по характеру познавательной деятельности и содержания изучаемого материала, по целям организации занятия. Вместе с этим приобретаются и знания о структурных компонентах урока и последовательности их реализации с учетом возраста учащихся, наличия оборудования и уровня профессионального мастерства учителя. Анализ материала об организационном оформлении процесса обучения биологии побуждает будущих учителей к творческому поиску нетрадиционных форм, ориентированных на реализацию личностного потенциала учащихся — способностей, интересов, мотивов и потребностей.
Изучение аспекта методов осуществления биологического образования позволяет получить будущим учителям целостное представление о способах обучения и воспитания. У них возникает мнение о методах как сложном явлении образования. Признак внешнего выражения методов — обмен биологической информацией между учителем и учащимися, когда используется слово (речь), образ (предмет) и действие. Методы являются также способом управления и самоуправления учебно-познавательной деятельности, ее организации, стимулирования и мотивации. С помощью методов обеспечиваются все этапы познавательного процесса — от постановки исходной задачи до контроля за ее решением включительно. Эти характеристики методов комплексно обеспечивают как обучение (получение биологических знаний), так и интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие, а также воспитание, связанное с выработкой определенных взглядов, отношений, поведения и действий в природе. Поэтому общая методика предоставляет возможность знакомиться обучающимся с разными группами методов обучения (передача и восприятие информации, логический и гностический методы, управление учебной деятельностью, стимулирование эмоциональной сферы, формирование интереса к учению, устный и письменный контроль) и воспитания (убеждение, упражнения, комментирование, пример, разъяснение, диспут, этическая беседа). Полученное представление о методах обучения позволяет правильно их использовать в учебном процессе — для чего; в каком сочетании и какой последовательности; в сочетании с какими средствами наглядности и др.
Изучение аспекта материальной базы позволяет формировать у будущих учителей представление о средствах преподавания биологии — материальных и идеальных объектах, используемых педагогами и учащимися для продуктивного усвоения биологического содержания. Все средства преподавания биологии (лабораторное оборудование, модели, живые объекты, компьютерная техника, программы, изобразительная наглядность и др.) накапливаются и используются в кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Поэтому учителю важно знать об отдельном правильном использовании этих средств и комплексном использовании при грамотном дополнении одних другими.