Методика изучения своей области, края, республики. Основные особенности методов обучения.
В последние годы в практику изучения родного края все более внедряются методы проблемного обучения географии (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский), а также технологии обучения (игровые, компьютерные и другие).
Известно, что выбор метода обучения определяется, прежде всего, содержанием изучаемой темы урока. При использовании различных методов обучения должны учитываться конкретные условия (оснащенность кабинета учебными пособиями, уровень подготовки учащихся и др.).
Наиболее эффективными методическими приемами при изучении родного края могут быть, прежде всего, «наложение» или «прием синтетического чтения» географических карт (синтетическое чтение — это комплексная характеристика природных условий какой-либо территории по нескольким картам: топографическим, почвенным, растительности). Учитель должен неизменно придерживаться требования не рассказывать ничего о том, что может быть «вычитано» учащимися из карты. Так, например, по физической карте учащиеся могут самостоятельно определить характер рельефа, назвать его характерные особенности, описать речную сеть, указать направление течения рек и их притоков, уточнить водораздельные пространства. По климатической карте учащиеся называют средние летние и зимние температуры (по изотермам). Определяют, в какой природной зоне находится область, по карте полезных ископаемых перечисляют основные полезные ископаемые, где они находятся и к каким формам рельефа приурочены.
Методический прием чтения карты обычно сочетается с вопросно-ответным приемом, весьма полезным для развития мыслительной деятельности учащихся. Для того чтобы облегчить учащимся возможность черпать знания из карты, учитель ставит учащимся вопрос или дает задание.
Вопросно-ответный прием также весьма эффективен для проверки знаний учащихся и для закрепления новых понятий. Так, например, приступая к изучению климата области, проводится беседа по воспроизведению знания учащихся о климатообразующих факторах и они отвечают на следующие вопросы:
- Какие факторы определяют климат любой территории?
- Какой тип климата называется морским, умеренно континентальным и континентальным? Какой тип климата характерен для области, в которой Вы проживаете?
После этого учитель обобщает и раскрывает основные климатические особенности изучаемой области.
Вопросно-ответный прием легко сочетается с другими методическими приемами, в частности, с образным рассказом учителя. Так, например, при изучении почв, растительности и животного мира области, учитель устанавливает их взаимосвязь с другими элементами природы в различных природных зонах.
Среди методических приемов, применяемых при изучении своей области, особое место занимает работа с контурными картами. В первую очередь необходимы упражнения на контурных картах по закреплению знаний об особенностях рельефа и других природных условий. Примером может быть упражнение по нанесению на контурную карту основных форм рельефа территории области, а затем составление легенды и краткого описания форм рельефа. Упражнение может выполняться дома, а в классе ученик «читает» выполненную им карту и дает характеристику рельефа. Аналогичные упражнения можно выполнять при изучении климата, почв, растительности и животного мира области.
При изучении родного края целесообразно выполнить систему практических работ при изучении всех основных тем.
Использование технических средств обучения будет, бесспорно, занимать все большее место в системе методических приемов. Учитель может использовать технические средства: кино, телепередачи, диапозитивы, компьютерные технологии. Эффективность этих средств требует правильной организации самого процесса их применения и умения сочетать их с содержанием учебного материала.
Для изучения местности родного края возможно применение Интернет-проектов. Участие детей в осуществлении Интернет-проектов способствует формированию умений индивидуальной творческой деятельности.