Методические материалы, статьи

Методика изучения своей области, края, республики. Основные особенности методов обучения.

В последние годы в практику изучения родного края все более внедряются методы проблемного обучения географии (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский), а также технологии обучения (игровые, компьютерные и другие).

Известно, что выбор метода обучения определяется, прежде всего, содержанием изучаемой темы урока. При использовании различных методов обучения должны учитываться конкретные условия (оснащенность кабинета учебными пособиями, уровень подготовки учащихся и др.).

Наиболее эффективными методическими приемами при изучении родного края могут быть, прежде всего, «наложение» или «прием синтетического чтения» географических карт (синтетическое чтение — это комплексная характеристика природных условий какой-либо территории по нескольким картам: топографическим, почвенным, растительности). Учитель должен неизменно придерживаться требования не рассказывать ничего о том, что может быть «вычитано» учащимися из карты. Так, например, по физической карте учащиеся могут самостоятельно определить характер рельефа, назвать его характерные особенности, описать речную сеть, указать направление течения рек и их притоков, уточнить водораздельные пространства. По климатической карте учащиеся называют средние летние и зимние температуры (по изотермам). Определяют, в какой природной зоне находится область, по карте полезных ископаемых перечисляют основные полезные ископаемые, где они находятся и к каким формам рельефа приурочены.

Методический прием чтения карты обычно сочетается с вопросно-ответным приемом, весьма полезным для развития мыслительной деятельности учащихся. Для того чтобы облегчить учащимся возможность черпать знания из карты, учитель ставит учащимся вопрос или дает задание.

Вопросно-ответный прием также весьма эффективен для проверки знаний учащихся и для закрепления новых понятий. Так, например, приступая к изучению климата области, проводится беседа по воспроизведению знания учащихся о климатообразующих факторах и они отвечают на следующие вопросы:

  • Какие факторы определяют климат любой территории?
  • Какой тип климата называется морским, умеренно континентальным и континентальным? Какой тип климата характерен для области, в которой Вы проживаете?

После этого учитель обобщает и раскрывает основные климатические особенности изучаемой области.

Вопросно-ответный прием легко сочетается с другими методическими приемами, в частности, с образным рассказом учителя. Так, например, при изучении почв, растительности и животного мира области, учитель устанавливает их взаимосвязь с другими элементами природы в различных природных зонах.

Среди методических приемов, применяемых при изучении своей области, особое место занимает работа с контурными картами. В первую очередь необходимы упражнения на контурных картах по закреплению знаний об особенностях рельефа и других природных условий. Примером может быть упражнение по нанесению на контурную карту основных форм рельефа территории области, а затем составление легенды и краткого описания форм рельефа. Упражнение может выполняться дома, а в классе ученик «читает» выполненную им карту и дает характеристику рельефа. Аналогичные упражнения можно выполнять при изучении климата, почв, растительности и животного мира области.

При изучении родного края целесообразно выполнить систему практических работ при изучении всех основных тем.

Использование технических средств обучения будет, бесспорно, занимать все большее место в системе методических приемов. Учитель может использовать технические средства: кино, телепередачи, диапозитивы, компьютерные технологии. Эффективность этих средств требует правильной организации самого процесса их применения и умения сочетать их с содержанием учебного материала.

Для изучения местности родного края возможно применение Интернет-проектов. Участие детей в осуществлении Интернет-проектов способствует формированию умений индивидуальной творческой деятельности.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005