Методические материалы, статьи

Методика изучения своей области, края, республики. Структура содержания.

В стандарте основного общего образования по географии (Учительская газета № 3, 27.01.2004 г.) предусматривается изучение географии своей республики (края, области).

В методическом отношении возникает, как и прежде, много вопросов о том, как и где, в каких темах или разделах изучать родной край, или выделить его в отдельный раздел (или курс).

Сложившаяся практика позволяет рекомендовать вариативное изучение отдельных тем родного края:

  • при традиционном изучении сначала природы, а затем экономической географии России, природные условия родного края могут рассматриваться в составе крупных территорий, в которых расположена своя область;
  • после общей характеристики природы России изучается природа родного края;
  • в конце курса «География России»;
  • изучение отдельных понятий для сравнения с физико-географическими и экономико-географическими понятиями других районов или отраслей хозяйства России.

Многие учителя применяют знания об отдельных понятиях природы и хозяйства родного края для сравнения с аналогичными в других районах, а в завершающей части курса «География России» изучается география родного края. Значительная часть учителей предпочитает рассматривать географию своей области в завершающей части изучения экономического или географического района, в который она входит. В этом случае комплексная характеристика области (края, республики) содержит следующую последовательность:

1. Экономико-географическое положение.

2. Основные этапы освоения и формирования территории области.

3. Природные условия и природные ресурсы.

4. Население и трудовые ресурсы.

5. Хозяйство:

  • промышленность (основные отрасли, специализации);
  • сельское хозяйство и его основные отрасли.

6. Транспорт.

7. Города.

8. Экологические проблемы.

9. Всемирное наследие родного края и охраняемые территории.

10. Перспективы развития.

В новом федеральном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается изучение интегрированного курса «Краеведение», содержащего знания об истории, природе, населении и народном хозяйстве родного края. Этот курс должен изучаться в VIII и IX классах и иметь экологическую и профориентационную направленность. В таком варианте в содержании интегрированного курса «Краеведение» выделяются шесть разделов:

VIII класс (34 часа)

Природные условия и ресурсы.

История и культура родного края (с древнего времени до конца XIX века).

IX класс (34 часа)

История и культура родного края (с конца XIX до конца XX века).

Современное население родного края.

Народное хозяйство.

Экологические проблемы и пути их решения.

Экологическая направленность учебно-воспитательного процесса должна выражаться в эколого-географической характеристике родного края с отражением следующего содержания:

1. Эколого-географическое положение родного края предполагает изучение и усвоение тех особенностей географического положения, которые определяют благоприятные и неблагоприятные условия жизни населения.

2. Оценка состояния природной среды и определение имеющихся и прогнозирование возможных экологических ситуаций в разных районах края. Характеристика эколого-географических районов.

3. Определение и оценка благоприятных и неблагоприятных для жизни населения компонентов и явлений природной среды. Важно оценить влияние различных компонентов и явлений природы, элементов климата на здоровье человека: колебаний температуры, изменения погоды, изменения влажности и атмосферного давления и т.п.

Необходимые мероприятия по сохранению и воспроизводству природной среды в благоприятном для жизни населения состоянии.

4. Изучение состояния природной среды на охраняемых территориях (или на территориях, требующих охраны) необходимо для разработки мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005