Методика изучения своей области, края, республики. Структура содержания.
В стандарте основного общего образования по географии (Учительская газета № 3, 27.01.2004 г.) предусматривается изучение географии своей республики (края, области).
В методическом отношении возникает, как и прежде, много вопросов о том, как и где, в каких темах или разделах изучать родной край, или выделить его в отдельный раздел (или курс).
Сложившаяся практика позволяет рекомендовать вариативное изучение отдельных тем родного края:
- при традиционном изучении сначала природы, а затем экономической географии России, природные условия родного края могут рассматриваться в составе крупных территорий, в которых расположена своя область;
- после общей характеристики природы России изучается природа родного края;
- в конце курса «География России»;
- изучение отдельных понятий для сравнения с физико-географическими и экономико-географическими понятиями других районов или отраслей хозяйства России.
Многие учителя применяют знания об отдельных понятиях природы и хозяйства родного края для сравнения с аналогичными в других районах, а в завершающей части курса «География России» изучается география родного края. Значительная часть учителей предпочитает рассматривать географию своей области в завершающей части изучения экономического или географического района, в который она входит. В этом случае комплексная характеристика области (края, республики) содержит следующую последовательность:
1. Экономико-географическое положение.
2. Основные этапы освоения и формирования территории области.
3. Природные условия и природные ресурсы.
4. Население и трудовые ресурсы.
5. Хозяйство:
- промышленность (основные отрасли, специализации);
- сельское хозяйство и его основные отрасли.
6. Транспорт.
7. Города.
8. Экологические проблемы.
9. Всемирное наследие родного края и охраняемые территории.
10. Перспективы развития.
В новом федеральном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривается изучение интегрированного курса «Краеведение», содержащего знания об истории, природе, населении и народном хозяйстве родного края. Этот курс должен изучаться в VIII и IX классах и иметь экологическую и профориентационную направленность. В таком варианте в содержании интегрированного курса «Краеведение» выделяются шесть разделов:
VIII класс (34 часа)
Природные условия и ресурсы.
История и культура родного края (с древнего времени до конца XIX века).
IX класс (34 часа)
История и культура родного края (с конца XIX до конца XX века).
Современное население родного края.
Народное хозяйство.
Экологические проблемы и пути их решения.
Экологическая направленность учебно-воспитательного процесса должна выражаться в эколого-географической характеристике родного края с отражением следующего содержания:
1. Эколого-географическое положение родного края предполагает изучение и усвоение тех особенностей географического положения, которые определяют благоприятные и неблагоприятные условия жизни населения.
2. Оценка состояния природной среды и определение имеющихся и прогнозирование возможных экологических ситуаций в разных районах края. Характеристика эколого-географических районов.
3. Определение и оценка благоприятных и неблагоприятных для жизни населения компонентов и явлений природной среды. Важно оценить влияние различных компонентов и явлений природы, элементов климата на здоровье человека: колебаний температуры, изменения погоды, изменения влажности и атмосферного давления и т.п.
Необходимые мероприятия по сохранению и воспроизводству природной среды в благоприятном для жизни населения состоянии.
4. Изучение состояния природной среды на охраняемых территориях (или на территориях, требующих охраны) необходимо для разработки мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.