Методические материалы, статьи

Методика изучения экономических и географических районов.

Методика изучения сельского хозяйства района. Отрасли специализации определяются по статистическим данным таблицы учебника (или опубликованным данным), а по экономической карте атласа — их размещение. Путем анализа данных учебника определяются экологические факторы сельскохозяйственных растений (вегетационный период и др.). Выясняются причины специализации сельского хозяйства. Например, пригородная овощемолочная специализация в Ленинградской области, льноводство — в Псковской области.

При объяснении специализации сельского хозяйства необходимо учитывать положение района по отношению к потребителю. Например, хозяйства пригородной зоны получают большой доход от реализации овощей и картофеля. Кроме установления всероссийской специализации при изучении экономических районов важно определять уровень комплексности в развитии отдельных производств. Это выполняется путем сопоставления таблиц учебника.

При изучении экономических районов с высоким уровнем комплексности ЭПЦ: Центрального, Волго-Вятского, Уральского, Поволжского и др. учащимся предлагается составление структурных схем — систематизации ведущих ЭПЦ.

Умение анализировать ЭПЦ помогает давать характеристику ТПК. Для этой цели при изучении одного из первых экономических районов предусматривается практическая работа по составлению характеристики ТПК по типовому плану. Опытные учителя применяют более подробный план характеристики ТПК. Он включает следующие вопросы.

  • Географическое положение на экономической карте, района.
  • Производственная структура ТПК (отрасли специализации, вспомогательные отрасли, уровень комплексности ЭПЦ, производственные связи в ТПК).
  • Факторы формирования ТПК (государственная необходимость в развитии ТПК, наличие природных ресурсов, ЭГП района, обеспеченность трудовыми ресурсами).
  • Территориальная структура (промышленные центры, пункты, узлы).
  • Перспективы развития ТПК.

Для постепенного овладения умениями давать характеристику ТПК по типовому плану в учебнике для учащихся помещены задания по анализу карт-схем Центрального, Северо-Западного (Северного), Северо-Кавказского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Методика изучения городов. Города рассматриваются в двух аспектах: города как центры отраслей специализации и определяющие сочетания ведущих отраслей. Изучаются при характеристике соответствующих отраслей промышленности; города — транспортные и культурные центры. Необходимо показать внешний вид города, особенности планировки, архитектуры и т.п.

При изучении городов целесообразна беседа по карте (где), а также объяснение учителя. В качестве опережающих заданий можно использовать доклады учащихся. Целесообразно применение кинофильмов.

Методика изучения принципов размещения производства. Большое значение имеет обобщающее повторение (2 часа) по общим вопросам географии отраслей народного хозяйства. Здесь необходимо рассматривать основные принципы размещения промышленности: сырьевой, топливно-энергетический, водный и рабочей силы. Путем беседы сопоставляются факторы размещения.

Затем рассматриваются основные принципы размещения промышленности. Изучение этого вопроса осуществляется методом беседы с применением доказательств в виде примеров.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005