Методические материалы, статьи

Методика изучения экономических и географических районов. Формирование понятия «Экономический район». Часть 1.

На примере конкретного района учитель показывает состав цикла и последовательность стадий при производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслей производства, возникающих на основе отходов. В результате такого анализа (например, Западно-Сибирского нефтегазохимического и Кузнецко-Алтайского угольно-металлургического комплексов) учащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса как сочетания разнообразных производств на определенной территории, составляющих основу экономического района. Необходимо показать тесную связь административного деления территории с экономическим. Наличие ТПК служит главным фактором для объективного существования экономического района. Примером может быть ТПК в Западно-Сибирском экономическом районе, где образовался ряд взаимосвязанных производственных центров нефтегазохи-мии (Омск, Томск, Тобольск), и здесь находятся перспективная общероссийская лесопромышленная база и Кузнецко-Алтайский промышленный узел.

Экономы-географы считают, что по значимости территория междуречья «Обь-Иртышье» соответствует рангу экономического района страны. Этот факт можно использовать в качестве примера формирования экономического района на основе роста молодого ТПК.

Примером ТПК, который в скором времени, вероятно, превратится в экономический район, является Норильский ТПК. Здесь основу ТПК составляет Норильский горно-металлургический комбинат, производящий никель, кобальт и медь. Кроме этого, сюда же относятся промышленные узлы: Дудинский порт, Октябрьское рудное месторождение, Корейская ГЭС и Хантайская ГЭС. Вместе с тем, учащиеся должны усвоить понятие «географический район». В настоящее время в ряде учебников географии России выделены и рассматриваются 8 географических районов: Центральная Россия, Поволжье, Северо-Западная Россия, Север Русской равнины, Южная Россия, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Эти районы нельзя назвать природными районами. В основу их выделения, как правило, положены экономические районы, объединенные вместе в один географический район. Например, Центральная Россия включает Центральный район и Центрально-Черноземный и Верхневолжский районы, Поволжье включает Среднее и Нижнее Поволжье. Северо-Западная Россия включает: Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области, а также Калининградскую область. В Южную Россию входит Предкавказье, Тамбовская, Воронежская и Ростовская области, Ставропольский и Краснодарский края. Сибирь включает Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Предбайкалье и Забайкалье. Целые экономические районы.

При определении экономико-географического положения и его оценке выделяются те признаки, которые имеют принципиальное значение для данного района.

Типовой план характеристики ЭГП дается вначале на примере Центральной России. Объясняется первое положение типового плана — положение на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). На карте учитель показывает Центральный экономический район со ссылкой на рисунок в учебнике и перечисляет, какие области входят в состав Центрального экономического района.

Район расположен в центре Европейской части России на водоразделе Волги, Днепра и Западной Двины, и это имело большое значение для развития хозяйства этой территории в период становления Русского государства. По рекам осуществлялась связь с другими территориями и государствами. Такое расположение района определило важное военно-стратегическое, «столичное» положение, которое положительно повлияло на развитие хозяйства. Прилегающие районы вынуждены были снабжать сырьем производства, а население Центрального района получило возможность совершенствования своего ремесла и профессии, появились квалифицированные кадры. В результате район имеет развитую транспортную сеть. Вывод: преимущество географического положения Центрального района и сформировавшиеся квалифицированные кадры определили ему роль организатора индустриализации страны в советское время.

Затем учитель рассматривает вместе с учащимися ЭГП на другом примере.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005