Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 6.

Энергоресурсы в СНГ составляют 1/4 мировых энергоресурсов, в т.ч. более половины угля и торфа.

План характеристики межотраслевого комплекса (по В. П. Дронову).

  • Название и хозяйственное значение комплекса.
  • Структура комплекса, особенности и роль его составляющих.
  • Основные проблемы развития комплекса и пути их решения.
  • Факторы размещения отраслей комплекса.
  • Территориальная структура и районы сосредоточения производства.
  • Перспектива развития комплекса.

Переход на рыночную экономику породил мнение о том, что межотраслевые комплексы не существуют и не могут существовать. В действительности, наоборот, нарушение связей в межотраслевых комплексах произошло искусственно вследствие распада СССР. Вот почему так остро стоит вопрос о создании единого экономического пространства в пределах России и необходимости восстановления объективных экономических и производственных связей предприятий.

Методика раскрытия пунктов типового плана на примере топливно-энергетического комплекса. Производимая продукция. Например, в электроэнергетике следует показать низкую себестоимость электроэнергии на ГЭС (в 4 раза ниже, чем на ТЭС).

Здесь целесообразна беседа с привлечением схем из учебника.

Различают топливные и гидроэнергетические ресурсы. Условное топливо — теплота сгорания; 1 кг условного топлива дает 7 тыс. ккал и в среднем равен 2 кВт-ч электроэнергии. Далее вводится новое понятие топливно-энергетический баланс народного хозяйства — соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в народном хозяйстве (расход). Это понятие необходимо объяснить по схеме, отражающей приходную (импорт, остатки на конец года, добыча и производство тепла) и расходную части баланса (экспорт, преобразование в другие виды энергии, производственные и прочие нужды). Установить общую тенденцию увеличения доли газа и нефти и сокращения доли каменного угля, т.к. добыча угля обходится намного дороже. (Необходимо объяснить причины такой тенденции.) Принципиально размещение и потребление энергетических ресурсов, устанавливают путем анализа фактических данных. Затем делается вывод о том, что основные запасы энергетических ресурсов — на востоке страны, а главные потребители — на западе. Один из вариантов решения проблемы — широкое использование атомной энергии на западе страны, где недостаточно топлива.

Процесс производства. Необходимо объяснить стадии производства; установить производственные связи с использованием схем и рисунков в учебнике. Продолжается работа по таблицам для обоснования технико-экономических показателей предприятий. Во время беседы необходимо изучить основные принципы размещения производства, а затем — факторы размещения производства, используя схемы и статистический материал. Например, размещение предприятий машиностроения определяется рядом факторов: наукоемкость, военно-стратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный, ориентация на потребителя.

Для каждой отрасли составляется схема производственно-территориальных связей, показываются особенности размещения, хозяйственные функции; перспективы изучаются путем объяснения исходя из задач на определенный срок.

Характеристика отдельных отраслей промышленности выполняется в форме самостоятельных или практических работ. Изучение географии промышленности самостоятельно по типовому плану:

  • Значение отрасли.
  • Особенности технологического процесса.
  • Принципы размещения.
  • Основные районы размещения отрасли.
  • Перспективы развития.

После выполнения работы проводится беседа. Конечно, нельзя ограничиваться лишь практическими работами. Наиболее удачными являются комбинированные уроки с выделением времени на самостоятельные или практические работы.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005