Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 3.

Роль экономической географии в формировании мировоззрения и эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру. Сущность взглядов и мировоззрение, которые должна формировать школа у учащихся, состоит в диалектико-материалистическом понимании окружающей действительности, а ее задача — формирование у учащихся взглядов эмоционально-ценностного отношения к миру.

1. Формирование мировоззрения учащихся осуществляется прежде всего содержанием экономической географии, включающим производственные процессы и природные условия, что способствует и определяет понимание самых существенных свойств объективного мира — единства и всеобщей взаимосвязи.

Эта идея выражена системой общих понятий, установленных программой: структура хозяйства, кооперирование производства и др. Осознанию этих понятий способствуют такие специфические приемы учебной работы, как составление схем, картосхем и комплексных экономико-географических характеристик. Все народнохозяйственные предприятия показываются как части целого, их производственные функции тесно взаимосвязаны и подчиняются общему плану.

2. Необходимо раскрыть закономерный процесс развития народного хозяйства, переход от простого к сложному — задача экономической географии, которая способствует формированию взгляда на общество как непрерывно движущуюся и развивающуюся систему.

Закономерный процесс развития народного хозяйства помогает формированию таких понятий, как комбинат, промышленный узел, факторы размещения производства, территориальная специализация, изучение причинно-следственных зависимостей между экономико-географическими явлениями, например, между экономико-географическим положением и структурой хозяйства района, социально-экономическим устройством общества и уровнем развития экономики и т.п. Здесь можно и нужно показать качественные и количественные изменения в народном хозяйстве за последние годы.

Содержание экономической географии должно быть использовано для опровержения мрачных прогнозов о перенаселении Земли и экологическом кризисе.

Обучение приемам эколого-экономической оценки природных ресурсов и условий производства — одна из задач воспитания рачительного отношения учащихся к природным ресурсам, а также формирования эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру.

Природа — естественная основа развития общества, как необходимое условие развития общества, но это условие не определяющее.

Эколого-экономическая оценка природных ресурсов — определение целесообразности использования природных ресурсов в настоящее и будущее время с учетом их воспроизводства и охраны.

Роль природы в развитии и размещении хозяйства в курсе экономической географии при ее эколого-экономической оценке рассматривается в четырех аспектах:

Первый — природные условия и ресурсы — необходимая база развития любой отрасли хозяйства любого района страны. Здесь большое место занимает анализ природных предпосылок его развития и влияние на структуру производства. Необходимо усвоение таких понятий, как «сырьевая база», «минеральные ресурсы» и др. Учащиеся должны понять, что охрана и воспроизводство природных ресурсов — обязательное условие производства и общественного прогресса. Особенно важно обучение приему хозяйственной оценки природных условий и ресурсов.

Второй аспект — разнообразие природных условий России — означает их неодинаковое влияние на хозяйство разных территорий. Это, например, убедительно показывается на неодинаковой себестоимости электроэнергии ГЭС в европейской и азиатской части России, о влиянии горного рельефа на хозяйство, затяжных муссонных дождей на Дальнем Востоке и т.п.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005