Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 3.
Роль экономической географии в формировании мировоззрения и эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру. Сущность взглядов и мировоззрение, которые должна формировать школа у учащихся, состоит в диалектико-материалистическом понимании окружающей действительности, а ее задача — формирование у учащихся взглядов эмоционально-ценностного отношения к миру.
1. Формирование мировоззрения учащихся осуществляется прежде всего содержанием экономической географии, включающим производственные процессы и природные условия, что способствует и определяет понимание самых существенных свойств объективного мира — единства и всеобщей взаимосвязи.
Эта идея выражена системой общих понятий, установленных программой: структура хозяйства, кооперирование производства и др. Осознанию этих понятий способствуют такие специфические приемы учебной работы, как составление схем, картосхем и комплексных экономико-географических характеристик. Все народнохозяйственные предприятия показываются как части целого, их производственные функции тесно взаимосвязаны и подчиняются общему плану.
2. Необходимо раскрыть закономерный процесс развития народного хозяйства, переход от простого к сложному — задача экономической географии, которая способствует формированию взгляда на общество как непрерывно движущуюся и развивающуюся систему.
Закономерный процесс развития народного хозяйства помогает формированию таких понятий, как комбинат, промышленный узел, факторы размещения производства, территориальная специализация, изучение причинно-следственных зависимостей между экономико-географическими явлениями, например, между экономико-географическим положением и структурой хозяйства района, социально-экономическим устройством общества и уровнем развития экономики и т.п. Здесь можно и нужно показать качественные и количественные изменения в народном хозяйстве за последние годы.
Содержание экономической географии должно быть использовано для опровержения мрачных прогнозов о перенаселении Земли и экологическом кризисе.
Обучение приемам эколого-экономической оценки природных ресурсов и условий производства — одна из задач воспитания рачительного отношения учащихся к природным ресурсам, а также формирования эмоционально-оценочного отношения учащихся к миру.
Природа — естественная основа развития общества, как необходимое условие развития общества, но это условие не определяющее.
Эколого-экономическая оценка природных ресурсов — определение целесообразности использования природных ресурсов в настоящее и будущее время с учетом их воспроизводства и охраны.
Роль природы в развитии и размещении хозяйства в курсе экономической географии при ее эколого-экономической оценке рассматривается в четырех аспектах:
Первый — природные условия и ресурсы — необходимая база развития любой отрасли хозяйства любого района страны. Здесь большое место занимает анализ природных предпосылок его развития и влияние на структуру производства. Необходимо усвоение таких понятий, как «сырьевая база», «минеральные ресурсы» и др. Учащиеся должны понять, что охрана и воспроизводство природных ресурсов — обязательное условие производства и общественного прогресса. Особенно важно обучение приему хозяйственной оценки природных условий и ресурсов.
Второй аспект — разнообразие природных условий России — означает их неодинаковое влияние на хозяйство разных территорий. Это, например, убедительно показывается на неодинаковой себестоимости электроэнергии ГЭС в европейской и азиатской части России, о влиянии горного рельефа на хозяйство, затяжных муссонных дождей на Дальнем Востоке и т.п.