Методические материалы, статьи

Методика изучения экономической и социальной географии. Часть 1.

Основные проблемы экономической географии и степень их отражения в школьном курсе географии. Перестройка школьных дисциплин, в том числе и экономической географии, осуществляемая в настоящее время, направлена на подъем их научного уровня, что особенно требуется в связи с переходом народного хозяйства на рыночную экономику.

В школьном курсе экономической географии усилено внимание к теоретическим вопросам и сделан упор на объяснение причинно-следственных связей. Знакомство учащихся с теоретическими вопросами, которые составляют научный потенциал экономической географии, важнейшими проблемами и главными задачами этой науки — цель этой части курса географии.

Рассмотрим основные научные проблемы экономической географии, необходимые для школьного курса:

1. Научно-техническая революция, размещение производства и рыночная экономика.

Научно-техническая революция и переход на рыночную экономику оказывают огромное влияние на размещение производства, население, развитие экономических районов. При этом главная задача экономической географии остается прежней — решение вопросов рационального размещения производства в стране. Важнейшее направление экономико-географических исследований в период научно-технической революции — изучение системы взаимодействующих территориально-производственных комплексов разного масштаба, как основы рациональной территориальной организации производительных сил. С этим вопросом тесно связаны исследования в области географии населения: изучение закономерностей расселения, разработка научных основ районной планировки, изучение процессов урбанизации.

2. Проблема охраны и воспроизводства природных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Вопросы охраны и воспроизводства природных ресурсов должны рассматриваться как необходимая составная часть производства. Только при таком подходе наиболее правильно и объективно может быть решена эта проблема.

3. Проблема инфраструктуры производственных территориальных комплексов.

Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства и инженерных сооружений, обеспечивающих условия для размещения и деятельности основных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также жизни населения. Сюда относится транспорт, водохозяйственные сооружения, линии электропередачи и мелиоративные сооружения. Живые дома, сеть учреждений культуры, просвещения и др., питания составляют социальную инфраструктуру. Без инфраструктуры производство не может функционировать, поэтому ее роль в размещении производства первостепенна.

4. Проблема внедрения метода математического моделирования может быть решена при достаточном обеспечении школ вычислительной техникой.

5. Метод энергопроизводственных циклов, который позволяет определить закономерности формирования ТПК и взаимообусловленность их структуры. Этот метод позволяет подойти к типологии экономических районов. К сожалению, этот метод не включен в программу школьной географии.

Как отражаются эти научные проблемы в школьном курсе экономической географии? Как уже было отмечено, Н. Н. Баранский справедливо считал, что между методологией и методикой больше сходства, чем различия, и обоснование методических положений в значительной степени дается методологией.

Важнейшее положение методики любого учебного предмета — отбор научного материала, необходимого и нужного для школы. При этом следует учитывать объем курса, возраст учащихся (14 лет), знания, которые необходимы молодым людям, вступающим в жизнь.

Д. Финаров



См. также:
Что такое магистерская диссертация?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005