Методические материалы, статьи

Методика словарной работы на уроках чтения. Часть 2.

Явление антонимии основано на отношениях противоположности. Слова-антонимы обозначают противоположные предметы, свойства. Особенность этих слов такова, что они имеют разную внешнюю сторону и противопоставленные, противоположные друг другу внутренние стороны. Такие слова назовем словами-соперниками. Дети без труда узнают в тексте антонимичные слова.

Разъяснение значений метких народных выражений необходимо для приобщения детей к культуре русского народа и обогащения их речи пословицами и поговорками.

В лексике русского языка выделяется целый пласт устойчивых выражений, которые существуют как целостные единицы и, подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи. Такие устойчивые сочетания слов называются фразеологическими оборотами. Они имеют, как и слово, внешнюю и внутреннюю сторону — значение. Подобные неразложимые сочетания слов исторически сложились в языке. Раньше это были свободные выражения, которые употреблялись в одном и том же значении всеми носителями языка. Впоследствии это значение закрепилось в форме единого словосочетания. Например: след простыл, повесить нос, рукой подать, бить баклуши и т. д.

Большая часть устойчивых выражений связана с сюжетами греческой мифологии: ахиллесова пята, нить Ариадны, как из рога изобилия и т.д. Несмотря на то что с историей Древней Греции учащиеся знакомятся только в V классе, устойчивые выражения из мифов древних греков стали кодом общемировой культуры и очень часто в качестве метафоры или сравнения встречаются в художественных произведениях. Поэтому знать смысл этих крылатых выражений должен любой образованный человек. Работая с фразеологическими оборотами и крылатыми выражениями, учитель должен раскрывать перед детьми на элементарном уровне историческую причину возникновения данного устойчивого выражения. Это вызывает у детей интерес, а главное, способствует запоминанию меткого народного изречения и осознанному употреблению его в речи. Так, выражение попасть впросак — оказаться в неприятном, неловком положении — объясняется тем, что на Руси словом просак назывался прядильный станок. Из-за собственной невнимательности и неловкости можно было запутаться в сложной конструкции этого станка и пораниться. Выражение точить лясы (просторечное) — заниматься болтовней, пустословить — связано с тем, что раньше это выражение означало вытачивать узорные фигурные столбики для перил. По-видимому, эта работа не мешала разным разговорам.

Лексическая работа на уроках русского языка или чтения обогащает словарь школьников через обнаружение в отношениях между словами таких явлений, как синонимия, антонимия, омонимия, фразеологизмы и крылатые выражения. Это способствует усвоению ими новых слов или незнакомых значений уже известных единиц. Дети начинают узнавать средства выразительности устной речи, приучаться к передаче своих впечатлений от содержания текста с помощью выразительного чтения, обучаются слушать своих товарищей и анализировать их чтение.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005