Методика словарной работы на уроках чтения. Часть 2.
Явление антонимии основано на отношениях противоположности. Слова-антонимы обозначают противоположные предметы, свойства. Особенность этих слов такова, что они имеют разную внешнюю сторону и противопоставленные, противоположные друг другу внутренние стороны. Такие слова назовем словами-соперниками. Дети без труда узнают в тексте антонимичные слова.
Разъяснение значений метких народных выражений необходимо для приобщения детей к культуре русского народа и обогащения их речи пословицами и поговорками.
В лексике русского языка выделяется целый пласт устойчивых выражений, которые существуют как целостные единицы и, подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи. Такие устойчивые сочетания слов называются фразеологическими оборотами. Они имеют, как и слово, внешнюю и внутреннюю сторону — значение. Подобные неразложимые сочетания слов исторически сложились в языке. Раньше это были свободные выражения, которые употреблялись в одном и том же значении всеми носителями языка. Впоследствии это значение закрепилось в форме единого словосочетания. Например: след простыл, повесить нос, рукой подать, бить баклуши и т. д.
Большая часть устойчивых выражений связана с сюжетами греческой мифологии: ахиллесова пята, нить Ариадны, как из рога изобилия и т.д. Несмотря на то что с историей Древней Греции учащиеся знакомятся только в V классе, устойчивые выражения из мифов древних греков стали кодом общемировой культуры и очень часто в качестве метафоры или сравнения встречаются в художественных произведениях. Поэтому знать смысл этих крылатых выражений должен любой образованный человек. Работая с фразеологическими оборотами и крылатыми выражениями, учитель должен раскрывать перед детьми на элементарном уровне историческую причину возникновения данного устойчивого выражения. Это вызывает у детей интерес, а главное, способствует запоминанию меткого народного изречения и осознанному употреблению его в речи. Так, выражение попасть впросак — оказаться в неприятном, неловком положении — объясняется тем, что на Руси словом просак назывался прядильный станок. Из-за собственной невнимательности и неловкости можно было запутаться в сложной конструкции этого станка и пораниться. Выражение точить лясы (просторечное) — заниматься болтовней, пустословить — связано с тем, что раньше это выражение означало вытачивать узорные фигурные столбики для перил. По-видимому, эта работа не мешала разным разговорам.
Лексическая работа на уроках русского языка или чтения обогащает словарь школьников через обнаружение в отношениях между словами таких явлений, как синонимия, антонимия, омонимия, фразеологизмы и крылатые выражения. Это способствует усвоению ими новых слов или незнакомых значений уже известных единиц. Дети начинают узнавать средства выразительности устной речи, приучаться к передаче своих впечатлений от содержания текста с помощью выразительного чтения, обучаются слушать своих товарищей и анализировать их чтение.