Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 10.

При изучении почв необходимо подчеркнуть роль В. В. Докучаева в становлении почвоведения как самостоятельной естественной науки и объяснить, почему он является основоположником не только почвоведения, но и физической географии. Затем проводится беседа о морфологическом строении профиля почвы. Рисунки почвенных разрезов различных типов почвы есть в учебнике, и их следует обсудить. На завершающем уроке изучается значение почвы для жизнедеятельности человека и в беседе устанавливаются причины эрозии почв, а также роль мелиораций в повышении их плодородия.

Растительный и животный мир, а также биологические ресурсы обычно изучаются на трех уроках.

На первом уроке в беседе и по карте-схеме в учебнике устанавливаются группы растительности и животных, преобладающие на территории России по природным зонам, и особенности их распространения в геологической истории. Учитель, рассказывая о типичных представителях флоры и фауны, отмечает их особенности приспособления к тем или иным условиям среды. Целесообразно дать опережающие задания учащимся по характеристике особенностей важнейших представителей животного мира. Необходимо заострить внимание учащихся на приспособлении животных к условиям существования.

В беседе на отдельных примерах выясняются причины создания заповедников и национальных парков; выясняется понятие о биологических ресурсах России, включающих растительные и животные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России показывается учителем на примерах.

Для закрепления знаний целесообразно выполнить самостоятельно анализ текста учебника: оценить природные условия путем отнесения их в категории благоприятных и неблагоприятных для человека. Например, провести оценку влияния рельефа Русской равнины на хозяйственную деятельность человека. В целом он благоприятен для сельского хозяйства, транспорта и других отраслей. А какие его стороны отрицательно влияют на деятельность человека? Большое количество болот в лесной зоне затрудняет строительство дорог и освоение лесных богатств и т.п.

Охрана природы рассматривается как государственная всенародная задача. Закон об охране природы должен соблюдаться всеми гражданами России, что сформулировано в основном законе — Конституции России.

Изучение природных зон. Тема «Природные зоны» обычно изучается на трех уроках. Учащиеся уже знают понятие «природная зона» из начального курса физической географии. Поэтому следует вспомнить это понятие в беседе, назвав основные факторы ее образования, и подчеркнуть значение исследований В. В. Докучаева в открытии закона географической зональности.

Основные причины формирования высотных поясов в горах объясняются учителем, а затем (в беседе) рассматриваются примеры различий высотной поясности на Южном и Северном Урале и Северном Кавказе.

Как показала практика, изучение природных зон должно сопровождаться практическими работами по составлению характеристик каждой зоны. Работы могут выполняться как индивидуально, так и бригадами «путешественников», а также используются игры «вопрос — ответ». Задания выполняются по плану и картам с использованием учебника На контурные карты учащиеся наносят границы природных зон, раскрашивая их различным цветом. Параллельно в тетрадях заполняются таблицы с главными природными характеристиками. По выполненным работам проводится беседа с выяснением главных особенностей природных зон и причин их формирования и строится комплексный профиль по меридиану, показывающий зависимость типа почв, климата и растительности.

В результате изучения данной темы учащиеся должны понять общие закономерности смены природных зон на территории России, определять их границы на карте, знать характерные особенности их рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, а также взаимосвязи между компонентами природы. Изучение природных зон идет при совместном анализе климатической и физической карты, почвенной и карты растительности. Характеризуя климат, важно уделить внимание распределению солнечной радиации и средних температур июля и января. В завершающей части общего обзора рассматриваются «природные ресурсы и охрана природы». Учащимся объясняются понятия об основных видах природных ресурсов: земля, почва, растительный покров, водные ресурсы и полезные ископаемые. Весьма важно подчеркнуть, что природные ресурсы являются материальной основой экономического развития нашей Родины.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005