Методические материалы, статьи

Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 4.

В начале темы необходимо определить общий характер рельефа и главные особенности рельефа России. Учащиеся под руководством учителя по физической карте находят крупнейшие равнины (низменности, возвышенности и плоскогорья) и определяют, как различаются равнины по высоте. Затем то же выполняется с горными массивами: выявляются их различия по высоте (низкие — от 500 до 1000 м, средние — от 1000 до 2000 м, высокие — более 2000 м). Анализируется порядок расположения крупных форм рельефа на территории России (равнин и гор), определяют высшие и низкие точки по карте. Учащиеся выясняют и делают выводы:

  • в рельефе России преобладают равнины;
  • равнины окаймлены горными системами;
  • поверхность имеет общий уклон к северу.

Затем выполняется практическая работа дома или в классе по нанесению на контурную карту крупнейших равнин и гор. Эта работа может быть заменена географическим диктантом.

Для объяснения происхождения основных форм рельефа и геологической истории территории России учащимся дается понятие о геологическом летоисчислении (если оно не изучалось в VII классе). В этих целях используется геохронологическая таблица, которая есть в учебнике и в виде наглядного пособия. Здесь важно рассказать и объяснить основные понятия: эра и период, основные эпохи горообразования, а также жизни растений и животных, эволюционное развитие и геологические революции (катаклизмы). Одновременно дается понятие о геологической и тектонической картах, об относительном и абсолютном возрасте горных пород. Анализ тектонической и физической карт позволяет понять, к каким тектоническим структурам приурочены крупнейшие равнины (Русская, Западно-Сибирская и др.), а также горные сооружения.

Понятия о подвижных и устойчивых участках земной коры, включая теорию литосферных плит, известны учащимся из VII класса. Поэтому необходимо их восстановить методом беседы по рисунку в учебнике или путем зарисовки в тетради, чтобы восстановить понятия о Евразийской литосферной плите и платформах на территории России. Учащимся объясняется развитие складчатых горных областей с использованием рисунка из учебника о тектонических структурах Земли. При помощи тектонической карты объясняются основные эпохи горообразований. Приводятся примеры палеозойских плит (Западно-Сибирская). Далее необходимо установить различия в происхождении полезных ископаемых платформ и складчатых областей. 1. В осадочных породах древних платформ встречаются преимущественно нерудные полезные ископаемые (соли, каменный уголь, газ, нефть, строительные материалы). 2. Рудные ископаемые (руды металлов) находятся преимущественно в кристаллических (магматических и метаморфических) породах древних платформ (КМА на Русской платформе). 3. Нерудные ископаемые обычно содержатся в осадочных толщах и образовались в связи с внедрением магмы (алмазы и графит на Сибирской платформе). 4. Рудные ископаемые в разрушенных древних горах (Урал, Тянь-Шань, Хибины, Забайкалье) в россыпях (платина, золото и др.). Здесь следует задать проблемный вопрос: как объяснить различный состав полезных ископаемых на Русской и Сибирской платформе, несмотря на общность их тектонического строения?

Очень важным является вопрос о развитии природы на территории России в течение четвертичного периода, о новейших тектонических движениях и оледенениях. Отметить роль древнего человека в преобразовании ландшафтов. Здесь необходимо с помощью геохронологической таблицы и тектонической карты объяснить необратимое развитие природы. Неотектонические движения привели к формированию современного облика горных стран. Все горные системы были омоложены новейшими сводово-глыбовыми движениями, и окончательно сформировались горы Альпийской складчатости. Можно привести данные о ледниковой теории и о морской теории происхождения поверхности Западно-Сибирской низменности.

Для более плодотворной дискуссии целесообразно дать опережающее задание учащимся — подготовить краткие сообщения о теории оледенений и морских трансгрессий.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005