Методика изучения общей характеристики природы России. Часть 1.
Изучение географического положения России выполняется по типовому плану, известному учащимся из VII класса в форме практической работы с последующей беседой.
В объяснении учителя подчеркивается, что в истории Российского государства выделяется восемь этапов исторического развития, оказавших существенное влияние на изменение ее географического и геополитического положения, а также развития экономики.
Крупнейшие историки и общественные деятели отмечали, что многочисленные войны в истории существования Российского государства не привели к укреплению экономики и улучшению жизни населения. Вместе с тем, без борьбы за независимость, сопровождавшейся войнами, не могло сформироваться Российское государство.
Для изучения истории исследования и хозяйственного освоения территории России отводится 1-3 урока. Целесообразнее выделить отдельные уроки для изучения заселения Русской равнины, а затем Сибири и других районов в период до Октябрьской революции и в Советский период.
На первом уроке в беседе воспроизводятся исторические знания об основных ареалах расселения восточных славян до образования Русского государства. Затем объясняются или изучаются самостоятельно по учебнику основные этапы русской колонизации: VIII-XII вв., XII-XVIII вв., связанный с монголо-татарским игом, XVIII-XIX вв. Особенно важно установить причины изменений в направлениях колонизации в XVIII и XIX вв. и особенности освоения Восточной части России в Советское время.
Изучение морей, омывающих берега России. Задача изучения морей состоит в том, чтобы сформировать у учащихся основные понятия о природе морей и их значении для хозяйства нашей страны и особенно морей Северного Ледовитого океана.
Наиболее целесообразно изучение морей в форме самостоятельных работ с последующей беседой и оценкой.
Эти работы обычно выполняются по типовому плану и картам атласа. Типовой план характеристики моря содержит следующие вопросы:
- Географическое положение.
- Характер и очертания берегов (низкие или высокие, изрезанные или ровные, заболоченные или скалистые, наличие шельфа и т.п.).
- Глубины (преобладающие и наибольшая).
- Течения (теплые и холодные).
- Особенности климата (климатический пояс, средняя температура января и июля, годовое количество осадков).
- Замерзаемость прибрежных вод.
- Соленость.
- Растительный и животный мир.
- Хозяйственное значение (рыболовство, транспорт, добыча полезных ископаемых).
- Природоохранные мероприятия.
Эффективным методическим приемом является составление сравнительной характеристики морей в форме таблицы, в содержание которой включаются все вопросы типового плана.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать четкую инструкцию по составлению характеристики морей, но и в последующей беседе по результатам работы подчеркнуть основные особенности природы морей, омывающих берега России, их хозяйственное значение. Приведем краткий конспект лекции учителя.
Моря Северного Ледовитого океана отличаются относительной мелководностью. Их глубины не превышают 200 м, в связи с тем, что они находятся на шельфе, являющемся подводным продолжением окраин платформ (Русской, Сибирской и Западно-Сибирской).
Большая часть их берегов полого-низкие и заболоченные, и лишь на Кольском полуострове и полуострове Таймыр берега скалистые, высокие и изрезанные. Особенность режима морей Северного Ледовитого океана состоит прежде всего в том, что они, находясь в условиях сурового арктического климата, большую часть года (9-10 месяцев) скованы мощным льдом. Средняя толщина льда - 2 м, что больше толщины льда у берегов Антарктиды, и лишь на побережье морей, где поступают огромные массы пресных вод из рек, освобождаются ото льда только в июле. Исключением является Баренцево море, круглый год согреваемое водами Северо-Атлантического течения. Осенью у берегов образуется молодой неподвижный лед, прикрепленный к берегу, - береговой припай. Дальше идет полоса дрейфующих многолетних льдов (паковые льды), образующих торосы высотой до 20 м. Иногда в многолетних льдах образуются небольшие озерца с пресной водой - снежницы.