Методические материалы, статьи

Методика проведения изложения.

Урок изложения требует тщательной подготовки учителя. Для изложения принципиально важно его название, так как в нем заложена основная мысль автора, но этого недостаточно. Другой важный вопрос — зачем написан этот текст? На уроке с учениками обсуждается не только основная мысль текста, но и коммуникативное намерение автора. Только приближаясь к авторскому замыслу, мы можем понять и объяснить употребление в тексте тех или иных слов и грамматических форм. Задача учителя — обсудить это; в таком случае ребенок запоминает авторские лексемы и грамматические формы, которые потом использует в своем письменном пересказе.

Рассмотрим содержание и структуру урока изложения.

1. Предварительная беседа (мотивация и целеполагание).

Ставится цель из позиции «адресата»: учитель читает текст будущего изложения, с учениками обсуждается тема (заголовок выписывается на доску: если он не совпадает с темой напрямую, выписываются варианты темы, определяемые в ходе обсуждения текста). Актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются понятия и термины, выясняется замысел автора

2. Составление плана текста, работа с черновиком.

Ставится цель из позиции «адресата»: понять что и как написал автор текста. Анализируются слова, термины, предложения, композиция: для небольших отрывков рассматривается структура ССЦ, для объемных — завязка, развитие события, кульминация и развязка. Определяется тема каждой структурной части, ее содержание, озаглавливается и записывается как план (на доске). Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке.

3. Проверка содержания, редактирование.

Ставится цель из позиции «редактора»: повторное чтение авторского текста для сверки собственного текста ученика с оригиналом.

4. Орфографическая и пунктуационная правка.

Ставится цель из позиции «корректора»: повторное чтение авторского текста для проверки собственного текста учеником с целью поиска и исправления ошибок в словах и знаков препинания в предложениях. Переписывание начисто.

Уроки развития речи — сочинения и изложения — могут сопровождаться творческими заданиями. Изложениям придаются элементы сочинения, например:

  • текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;
  • текст изложения пересказывается от имени одного из персонажей, и после прочтения текста учителем предлагается пересказать событие «глазами» одного из участников (например, если отрывок из сказки «Каша из топора», то пересказать историю может старуха, к которой зашел солдат);
  • текст изложения следует изменить с точки зрения грамматических форм той части речи, которая изучается в данный момент, например:
  • текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);
  • наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и(или) наречиями);
  • текст изложения дополнить описанием:
  • внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т. п.) одного из персонажей текста;
  • пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста;
  • события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения;
  • текст дополнить рассуждением о причинах поступка или события, описанного в тексте.

    Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005