Методы исследований методики обучения географии. Часть 1.
Исходя из теории познания — от живого созерцания и восприятия к абстрактному мышлению и к практике, в качестве основного критерия в методике исследований принимается успешное решение задач современной школы. Педагогический процесс рассматривается как единый процесс обучения и воспитания, где взаимодействуют активная обучающая и воспитывающая деятельность обучения и учебная деятельность учащегося, в результате чего обеспечивается усвоение основ науки учащимися и превращение знаний в глубокое материалистическое убеждение.
Исследование закономерностей процесса обучения географии необходимо выполнять путем раскрытия связей и зависимостей между качеством преподавания и его результатами, то есть качеством знаний, умений и навыков учащихся. Для этого выполняются педагогические эксперименты, которые позволяют накопить фактический материал о качестве знаний учащихся и соответственно об эффективности обучения. Предположим, ставится задача по исследованию активизации познавательной деятельности учащихся при изучении экологических понятий в курсе географии. Но в такой постановке задача имеет общий характер. Необходимо определить круг исследуемых процессов. Такими могут быть отдельные крупные темы различных курсов географии. Например, формирование экологических понятий при изучении темы «Озера» в VI классе, а затем проверка и закрепление конкретных экологических знаний на уроках и умений непосредственно на местности путем практической работы.
Выделяются две группы методов исследований в методике обучения географии: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы направлены на установление закономерностей обучения географии в школе на основе обобщений и систематизации результатов исследований. К группе теоретических методов относится системный подход. Исследуемые процессы рассматриваются в качестве целостных систем. Например, при обучении географии с помощью персонального компьютера (ЭВМ) учитель и ученик рассматриваются в качестве подсистем единой системы учебно-воспитательного процесса.
В методических Исследованиях используется типологический подход, с помощью которого осуществляется группировка изучаемых объектов и выделяются их существенные признаки. Примером может быть типология уроков географии, а также знаний и умений. Математический метод применяется при обработке результатов исследований. Исторический метод позволяет рассматривать исследуемые процессы во времени. Широкое применение в последние годы получило моделирование. В качестве моделей можно использовать глобусы и различные географические карты. Кроме того, моделирование применяется для создания систем понятий.
В методике обучения географии применяются следующие основные эмпирические методы исследований: наблюдение, изучение школьной документации (планов, отчетов учителей, результаты учебы учащихся и др.), беседы с учителями и учащимися, эксперимент (лабораторный и естественный в виде опытных уроков).
Метод наблюдения является наиболее широко применяемым. Самые значительные результаты достигаются при сочетании наблюдения со специальными методами исследования эффективности работы учащихся. Особенно важно, например, проводить контрольные работы и индивидуальные беседы с учащимися. При осуществлении наблюдений должна быть прежде всего определена цель, исходящая из идеи и практической задачи, которой руководствуется исследователь при организации наблюдения. Необходимо установить условия, в которых происходит изучаемый процесс или явление; точно описать его и объяснить изученный процесс; установить взаимосвязи между тем как происходит процесс и условиями, в которых он происходит. После определения цели наблюдаемого объекта или процесса необходимо разработать детальную программу, где кроме цели должны быть указаны способы фиксирования наблюдений. Если наблюдения проводятся в классе, то необходимо взять различные типы школ. Количество классов берется достаточным для достоверности полученных результатов.