Методические материалы, статьи

Методы исследований методики обучения географии. Часть 1.

Исходя из теории познания — от живого созерцания и восприятия к абстрактному мышлению и к практике, в качестве основного критерия в методике исследований принимается успешное решение задач современной школы. Педагогический процесс рассматривается как единый процесс обучения и воспитания, где взаимодействуют активная обучающая и воспитывающая деятельность обучения и учебная деятельность учащегося, в результате чего обеспечивается усвоение основ науки учащимися и превращение знаний в глубокое материалистическое убеждение.

Исследование закономерностей процесса обучения географии необходимо выполнять путем раскрытия связей и зависимостей между качеством преподавания и его результатами, то есть качеством знаний, умений и навыков учащихся. Для этого выполняются педагогические эксперименты, которые позволяют накопить фактический материал о качестве знаний учащихся и соответственно об эффективности обучения. Предположим, ставится задача по исследованию активизации познавательной деятельности учащихся при изучении экологических понятий в курсе географии. Но в такой постановке задача имеет общий характер. Необходимо определить круг исследуемых процессов. Такими могут быть отдельные крупные темы различных курсов географии. Например, формирование экологических понятий при изучении темы «Озера» в VI классе, а затем проверка и закрепление конкретных экологических знаний на уроках и умений непосредственно на местности путем практической работы.

Выделяются две группы методов исследований в методике обучения географии: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы направлены на установление закономерностей обучения географии в школе на основе обобщений и систематизации результатов исследований. К группе теоретических методов относится системный подход. Исследуемые процессы рассматриваются в качестве целостных систем. Например, при обучении географии с помощью персонального компьютера (ЭВМ) учитель и ученик рассматриваются в качестве подсистем единой системы учебно-воспитательного процесса.

В методических Исследованиях используется типологический подход, с помощью которого осуществляется группировка изучаемых объектов и выделяются их существенные признаки. Примером может быть типология уроков географии, а также знаний и умений. Математический метод применяется при обработке результатов исследований. Исторический метод позволяет рассматривать исследуемые процессы во времени. Широкое применение в последние годы получило моделирование. В качестве моделей можно использовать глобусы и различные географические карты. Кроме того, моделирование применяется для создания систем понятий.

В методике обучения географии применяются следующие основные эмпирические методы исследований: наблюдение, изучение школьной документации (планов, отчетов учителей, результаты учебы учащихся и др.), беседы с учителями и учащимися, эксперимент (лабораторный и естественный в виде опытных уроков).

Метод наблюдения является наиболее широко применяемым. Самые значительные результаты достигаются при сочетании наблюдения со специальными методами исследования эффективности работы учащихся. Особенно важно, например, проводить контрольные работы и индивидуальные беседы с учащимися. При осуществлении наблюдений должна быть прежде всего определена цель, исходящая из идеи и практической задачи, которой руководствуется исследователь при организации наблюдения. Необходимо установить условия, в которых происходит изучаемый процесс или явление; точно описать его и объяснить изученный процесс; установить взаимосвязи между тем как происходит процесс и условиями, в которых он происходит. После определения цели наблюдаемого объекта или процесса необходимо разработать детальную программу, где кроме цели должны быть указаны способы фиксирования наблюдений. Если наблюдения проводятся в классе, то необходимо взять различные типы школ. Количество классов берется достаточным для достоверности полученных результатов.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005