Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 5.
Нельзя не сказать особо о психологических опытах, производимых в классе при участии самих учащихся. Так как вопрос об использовании эксперимента на уроке психологии все еще не был решен однозначно (вспомним дискуссии по этому поводу полувековой давности), этот метод заслуживает особого упоминания: «Экспериментальное воссоздание при помощи несложных приспособлений тех состояний и процессов, которые по ходу объяснения учителя должны быть усвоены учащимися, служат в руках преподавателя дополнительным средством для конкретизации психологических закономерностей и сближения их с личным опытом учеников... Должно быть правильно понято и самое назначение классных психологических опытов. Их главная цель заключается не в придании внешней занимательности урокам психологии, а в наилучшем решении познавательных задач, стоящих перед учащимися.
Так как демонстрация опытов — сложный и трудоемкий способ и использование его сопряжено со значительной тратой дорогого классного времени, рекомендовалось некоторые опыты проводить не в классе, а на кружковых занятиях по психологии.
В помощь преподавателю психологии в средней школе ученые-психологи того времени К. А. Рамуль, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев написали специально методические пособия с описанием целого ряда классных опытов, которые не требовали серьезной материальной подготовки, могли бы демонстрироваться с привлечением подручных средств. Необходимо было соблюдать следующие требования: опыт не должен требовать дорогих аппаратов и сложных технических приспособлений; его проведение не должно занимать много времени; он не должен предъявлять слишком высоких требований в отношении способности учащихся к точному самонаблюдению; его результаты должны быть вполне убедительны для учащихся; в нем должны одновременно принимать участие все ученики класса либо в качестве испытуемых, либо в качестве наблюдателей; каждый опыт должен касаться вопроса, достаточно важного с точки зрения начального курса психологии. Большое внимание уделялось дисциплине на уроке: «При постановке опытов необходимо, чтобы даваемые учителем инструкции точно исполнялись всеми учениками, а самые опыты протекали в атмосфере строгой деловитости. Учитель должен следить, чтобы учащиеся не помогали друг другу, не подсказывали, не давали каких-либо указаний, а при письменных групповых опытах все соблюдали бы необходимую тишину, не переговаривались, не заглядывали друг другу в тетради и т.д.»; «При проведении эксперимента необходимо добиться серьезного отношения к нему со стороны всех учащихся. Во время опыта совершенно недопустимы не только шум, но и разговор шепотом между учащимися, вопросы к учителю, покашливания и т.д. При недостаточном соблюдении указанных правил опыт следует прекратить и возобновить не ранее того, как учащиеся осознают недопустимость нарушения правил. Опыт, проведенный в ненормальных условиях, обычно не дает нужного результата». Такое требование дисциплины говорило о серьезности происходящего на уроке, ведь учащихся знакомят с научным методом исследования.
Как уже говорилось, после 1958 г. психология в школах не включалась в учебные планы, и этот перерыв длился до 1980-х годов, когда был введен курс «Этика и психология семейной жизни».
Новый предмет требовал новой методики преподавания. В содержании дисциплины были «сложные для толкования вопросы», и многие из них можно снять при правильной организации урока. Выделялись такие типы урока: урок-лекция; урок-беседа; урок-диспут; ролевые игры; урок-консультация; урок-встреча; урок-анализ. Специфика таких форм обучения состоит в том, что «здесь отсутствуют традиционные методы обучения: тренировка, повторение, закрепление, доведение знаний до навыка. Слово "обучение" применительно к предмету этики психологии семейной жизни почти не подходит. Правильнее было бы говорить о расширении кругозора, образованности, получении специальных знаний».