Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 4.
Учебный процесс сопровождался демонстрациями экспериментов таких психологических явлений, как влияние эмоций на скорость течения представлений; ассоциации представлений; воспроизведение представлений по поводу рассматривания картин; внимание; память; вопрос о воображении и фантазии. Педагог также использовал на уроках психологии анкету как прием психологического исследования. Здесь преследовалась двоякая цель: учитель хотел познакомить класс с этим приемом исследования личности и с его помощью хотелось поближе познакомиться с классом. Анкета «как бы раскрывала глаза учениц на самих себя, оказывалась силой, способствующей развитию их самопознания».
По поводу различных приемов Т. Петров делает следующие выводы: «Эксперимент возбуждал самодеятельность учениц, привлекая к самостоятельному добыванию психологического материала, превращая их из пассивных слушательниц в деятельных сотрудниц преподавателя. Класс на время становился как бы психологическою лабораторией, в которой вырабатывались факты и явления душевной жизни, делающие близкими и наглядными отвлеченные, нередко сухие положения учебника». И как итог автор пишет: «Классное разъяснение урока вообще оказывается полезным, но для этого оно должно быть толковым, немногословным, должно ярко запечатлеваться в сознании. Непрерывная "лекция" со стороны преподавателя — очевидная педагогическая ошибка. ... Указанные дополнительные приемы школьного прохождения курса психологии повышают интерес к этой науке, оживляют ее изучение, содействуют тому, что от нее в их душе остаются более яркие и прочные следы» .
На следующем историческом этапе введения психологии в школы — с 1946 г. по 1958 г. — вновь встал вопрос о методах преподавания психологии. К. Н. Корнилов особо отмечает, что метод преподавания психологии в средней школе должен быть методом живого общения учителя и учеников, так как от непосредственного общения зависит успех уроков психологии.
Еще один литературный источник — мемуарная литература: «В биографиях крупных писателей, художников, ученых немало и курьезных, и серьезных случаев, которые могут не только оживить преподавание психологии, но и помочь учащимся лучше усвоить себе те или иные психологические понятия». «Владея психологическим анализом, учащиеся гораздо лучше и глубже оценивают содержание художественных произведений, приобретающих поэтому не только эстетическое, но и моральное, воспитательное значение».
Также преподаватель мог привлекать материал из области различных искусств — сцены из кинофильмов, снимки театральных постановок, подлинники или удачные репродукции картин и скульптурных произведений, музыкальный и вокальный материал. Особенно такой материал актуален при изучении тем «Чувства», «Внимание», «Воля», «Психология личности».
Непосредственный жизненный опыт преподавателя и учеников с последующим анализом приучает учеников разбираться в повседневном поведении людей, раскрывать в этом поведении его субъективную сторону. Преподаватель тем самым упражняет психологическую наблюдательность учащихся, прививает им вкус к психологическому анализу. Практическое применение учениками своих знаний психологии для объяснения примеров из художественной литературы и фактов из жизни не только повышает сознательность восприятия материала, но и делает психологию в глазах учеников еще более нужным и интересным предметом. Не менее ценным видом самостоятельной работы старшеклассников является решение ими психологических задач, где ученик идет уже не от общего к частному, а, наоборот, от частного к общему.