Методические материалы, статьи

Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 4.

Учебный процесс сопровождался демонстрациями экспериментов таких психологических явлений, как влияние эмоций на скорость течения представлений; ассоциации представлений; воспроизведение представлений по поводу рассматривания картин; внимание; память; вопрос о воображении и фантазии. Педагог также использовал на уроках психологии анкету как прием психологического исследования. Здесь преследовалась двоякая цель: учитель хотел познакомить класс с этим приемом исследования личности и с его помощью хотелось поближе познакомиться с классом. Анкета «как бы раскрывала глаза учениц на самих себя, оказывалась силой, способствующей развитию их самопознания».

По поводу различных приемов Т. Петров делает следующие выводы: «Эксперимент возбуждал самодеятельность учениц, привлекая к самостоятельному добыванию психологического материала, превращая их из пассивных слушательниц в деятельных сотрудниц преподавателя. Класс на время становился как бы психологическою лабораторией, в которой вырабатывались факты и явления душевной жизни, делающие близкими и наглядными отвлеченные, нередко сухие положения учебника». И как итог автор пишет: «Классное разъяснение урока вообще оказывается полезным, но для этого оно должно быть толковым, немногословным, должно ярко запечатлеваться в сознании. Непрерывная "лекция" со стороны преподавателя — очевидная педагогическая ошибка. ... Указанные дополнительные приемы школьного прохождения курса психологии повышают интерес к этой науке, оживляют ее изучение, содействуют тому, что от нее в их душе остаются более яркие и прочные следы» .

На следующем историческом этапе введения психологии в школы — с 1946 г. по 1958 г. — вновь встал вопрос о методах преподавания психологии. К. Н. Корнилов особо отмечает, что метод преподавания психологии в средней школе должен быть методом живого общения учителя и учеников, так как от непосредственного общения зависит успех уроков психологии.

Еще один литературный источник — мемуарная литература: «В биографиях крупных писателей, художников, ученых немало и курьезных, и серьезных случаев, которые могут не только оживить преподавание психологии, но и помочь учащимся лучше усвоить себе те или иные психологические понятия». «Владея психологическим анализом, учащиеся гораздо лучше и глубже оценивают содержание художественных произведений, приобретающих поэтому не только эстетическое, но и моральное, воспитательное значение».

Также преподаватель мог привлекать материал из области различных искусств — сцены из кинофильмов, снимки театральных постановок, подлинники или удачные репродукции картин и скульптурных произведений, музыкальный и вокальный материал. Особенно такой материал актуален при изучении тем «Чувства», «Внимание», «Воля», «Психология личности».

Непосредственный жизненный опыт преподавателя и учеников с последующим анализом приучает учеников разбираться в повседневном поведении людей, раскрывать в этом поведении его субъективную сторону. Преподаватель тем самым упражняет психологическую наблюдательность учащихся, прививает им вкус к психологическому анализу. Практическое применение учениками своих знаний психологии для объяснения примеров из художественной литературы и фактов из жизни не только повышает сознательность восприятия материала, но и делает психологию в глазах учеников еще более нужным и интересным предметом. Не менее ценным видом самостоятельной работы старшеклассников является решение ими психологических задач, где ученик идет уже не от общего к частному, а, наоборот, от частного к общему.

Н. Стоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005