Методические материалы, статьи

Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 3.

Педагог использует классные упражнения в самоанализе, задает на дом письменные сочинения на «жизненные темы», отмечая, что такая работа плодотворна только при условии полной гарантии свободы мнения. Сочувственное отношение к учащимся со стороны учителя выразилось в желании педагога услышать «обратную связь» от семинаристов по поводу проведения своих уроков и использованных приемов: «голос воспитываемых может быть иногда весьма поучительным и стоящим, чтобы его выслушать».

А. П. Нечаевым впервые была высказана идея использования методов самой науки в качестве методов обучения: «Для того, чтобы преподавание психологии могло способствовать достижению только что указанной цели, необходимо, чтобы оно все было проникнуто так называемым рациональным методом обучения. Ученики должны с самых первых уроков психологии приучаться к определенной постановке вопросов и к разрешению их строго фактическим путем. Они должны учиться думать при помощи фактов, отличать действительный объект наблюдения от его более или менее гипотетического объяснения, оценивать доказанное значение отдельных фактических данных, понимать основные требования научных методов исследования. А это возможно только тогда, если уроки по психологии являются непрерывным упражнением в психологическом анализе, лучшим средством для которого является хорошо поставленный классный психологический эксперимент» .

У А. П. Нечаева было много последователей в этом вопросе, но реплики в поддержку эксперимента на уроках психологии носили осторожный характер: «Психология как учебный предмет, являясь отражением психологии научной, не может обойтись без эксперимента»; «Преподавание психологии, в общем, может носить теоретический характер, но для лучшего освещения некоторых вопросов было бы желательно экспериментирование, применение аппаратов и приборов»; «Так как основное требование преподавания психологии заключается в том, чтобы выбор материала ограничился самым существенным, то не следует учеников знакомить с психологическими экспериментами, которые имеют только методологическое значение... Всякий эксперимент, который показывается в классе, должен непременно служить иллюстрацией для какого-нибудь принципа. В таком смысле введение экспериментальных данных в психологию является весьма желательным». Поэтому учителя использовали эксперимент по своему усмотрению, т.е. те из них, кто считал, что преподавание психологии в гимназии носит догматический характер, прибегали к опытам, применяли аппараты и приборы.

Учитель психологии женского епархиального училища Т. Петров привел в качестве примера собственную методическую разработку использования эксперимента и анкеты на уроках психологии. На эксперимент он смотрел как на «орудие раскрытия, освещения, разъяснения и закрепления в уме и памяти учащихся психологических данных»: «Эксперимент должен делать более наглядным различные положения психологии — таково несомненное значение психологического эксперимента. Для преподавателя он, кроме того, имеет и проверочное значение, дает возможность ближе узнать класс. Определить те или другие способности, сравнить их, сделать выводы и т.д., но преподаватель должен помнить, что подобного рода экспертиза уже выходит за пределы дидактического значения психологического эксперимента, и потому очень усердное «психологическое исследование личности» ученика или ученицы с целью определить его способности, жизненную профессию и т.д. было бы педагогическою ошибкою, тратою времени на то, к чему не призван преподаватель средней школы и что едва ли он может выполнить вполне научно и правильно».

Н. Стоюхина



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005