Методические материалы, статьи

Методы и формы обучения психологии: исторический аспект. Часть 1.

Роль методов обучения, оказывающих влияние на формирование методов умственной работы учащихся, педагогические психологи распространяют не только на познавательные цели, но и на формирование личности в целом, вплоть до выработки определенной гражданской позиции.

Отсутствие эвристических методов образования и преобладание приемов, развивающих умственный паразитизм, пассивность, порождают легковерие в обществе, торопливость и небрежность в выводах, суеверия, предрассудки и т.п. Конечно, подчеркивал В. П. Вахтеров, эвристический метод труден и требует от учителя большой подготовки, а главное — любви к детям. Для дидактического метода надо знать только предмет преподавания, а для эвристического метода надо еще знать детей, их силы и способности и уметь руководить самостоятельной работой детей.

В связи с необходимостью методически правильной организации процесса обучения ставится вопрос о соотношении науки и учебного процесса. М. И. Демков настаивал на таком разграничении. Наука, отмечал он, всегда и везде одна, и ею нельзя поступаться, упрощать ее ради каких-либо временных целей. Поэтому в школе наука не может быть представлена в целом виде, а должна быть заменена специально продуманным учебным предметом, охватывающим лишь существенные части науки в той мере, в какой она доступна пониманию учащихся на той или иной ступени развития. Наука не может обойтись без гипотез, а учебный предмет должен включать лишь устоявшиеся научные истины.

В основе любого метода познания лежит логика. Она, по выражению М. И. Демкова, «есть форма самого разума, она применима везде, одинаково объясняет все предметы обучения, одинаково приводит в движение умственные силы учителя и ученика; как для учителя она имеет значение логического искусства, так для ученика она составляет предмет упражнения». Однако строго логическое обучение становится возможным только на высших ступенях обучения. При элементарном обучении нужны особые приемы, учитывающие специфику детского мышления. В основу курса должен быть положен реальный опыт ребенка, а там, где это невозможно, должно прийти на помощь художественное творчество, модель и т.п.

В начале XX в. при введении психологии как учебного предмета в учебные планы гимназий и средних школ в связи со становлением и дальнейшим развитием методики преподавания психологии встал вопрос о методах обучения учащихся психологическому знанию. Педагоги, психологи понимали, что новое, необычное содержание дисциплины требует и новых методов объяснения. Исторически сложилось так, что в конце XIX — начале XX века, кроме традиционных методов обучения, в преподавании психологии сыграли важную роль собственно методы науки.

Несмотря на то что были и сторонники традиционного метода преподавания — «Мы не считаем целесообразным прибегать в старших классах средней школы к эвристической, или сократовской, форме обучения, во-первых, потому, что она требует слишком много времени — в сравнении с акроаматической, или лекционной; во-вторых, преподавание по такому методу может превратиться в праздные разговоры», все же приверженцев новых методов были больше. Так, например, тверской педагог Ф. Ф. Ольденбург отмечал: «При преподавании должно быть обращено особенное внимание учащихся на методы, которыми пользуется психология, и на степень достоверности делаемых выводов... Все преподавание должно быть так построено, чтобы учащийся не столько усваивал памятью строго научные определения, разделения, рассуждения, приводящие к готовым выводам, сколько упражнялся в психологических анализах».

Н. Стоюхина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005