Методические материалы, статьи

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 3.

4. Диктанты:

  • слуховой обучающий диктант: диктуется весь текст для осмысления содержания. Затем диктуется одно предложение, дети слушают до конца с установкой на определение трудных слов. Далее диктуется синтагма (в I классе по слогам, со II класса по словам, увеличивая до словосочетания) с установкой на мысленное орфографическое проговаривание для возможности определения правила написания. Учитель помогает, подсказывает в случае затруднений. Затем следует запись и самопроверка. Темп диктовки постепенно увеличивается;
  • зрительный обучающий диктант: чтение печатного текста с установкой на осмысление содержания и определение трудных слов. Затем текст читается повторно для обнаружения орфограмм и зрительного запоминания графического облика слова (к 3-му году обучения этот этап исключается). Далее самостоятельная запись по синтагмам (записанное закрывается) и после окончания работы самопроверка-сличение собственной записи с образцом. Иногда такого типа диктанты называют «Проверяю себя»;
  • письмо под диктовку с разными заданиями: а) выбрать слова с определенной орфограммой; б) комментировать опознавательные признаки орфограмм; в) распределить слова по типам орфограмм; г) записать транскрипцию слова и его буквенного перевода;
  • диктант словарный предполагает ежедневную «пятиминутку» записи слов с непроверяемыми орфограммами. В обучающем варианте перед диктовкой следует дать «минутку на фотографирование глазками» тех слов, которые будут диктоваться. Для мотивации этой механической работы можно «диктора» (того, кто будет диктовать) выбирать из числа учеников, улучшивших свои достижения в знании орфографически трудных слов;
  • диктант по памяти практикуется для улучшения зрительно-моторных навыков: детям предлагается прочитать и запомнить несколько строк (начиная с двух слов в I классе и до пяти-шести строк прозы в III классе) текста, а затем записать по памяти без подсказок, в первое время допускаются пропуски, но не искажение или замена слов. Для начала выбираются стихи, так как ритм и рифма помогают лучше их запомнить;
  • контрольный диктант воспроизводит механизм слухового обучающего диктанта, но предполагает полную самостоятельность учеников.

5. Работа со словарными (непроверяемыми) словами;

  • составление индивидуального орфографического словарика;
  • группировка по принципу «сходного слога», например:

а) в тетради для словарных слов «накапливаются» сопоставительные столбики:

б) группировка по принципу удвоенного согласного, например: подберите словарные слова с удвоенными согласными и заполните таблицу (пользуйтесь орфографическим словарем).

6. Классификация слов по типам орфограмм:

  • выписывание из письменного текста по заданию учителя, например: из текста (дается текст на доске или на индивидуальных листках) выпишите в три столбика слова на разные правила правописания мягкого знака:

обозначение мягкости

разделение морфем

обозначение грамматической формы

  • выписывание из устного текста (под диктовку на слух) по заданию учителя, например: «Я буду диктовать предложение, а ваша задача, услышав орфограммы на правило, которое мы только что изучили, только их выписать в тетрадь без ошибок»;
  • подбор слов под определенное правило:

а) подобрать для словарного диктанта десять слов с непроверяемой орфограммой в первом слоге (или в корне слова, или в заимствованных словах, и т.п.);

б) оставить предложения со словами на изучаемое правило (например, с непроизносимыми согласными в корнях или с ь на конце слова и т.п.);

  • составление обобщающих таблиц и схем. Например: Давайте вспомним все орфографические правила, связанные со слабой позицией звуков в слове, и составим таблицу. По ходу обсуждения чертится и заполняется таблица.

    Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005