Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 2.
- Аналитико-синтетические методы:
1. Наблюдение над фактами языка осуществляется с помощью следующих приемов:
- сравнение слов с целью обнаружения слабых позиций звуков. Например, в группе слов находим пары однокорен-ных, одно из которых с безударным гласным в корне, а другое является его проверочным: лесник, бросок, светлячок, прибивать, находить, вылетать, дворовый, ленивый — прибить, лес, светлый, находка, лётное (поле) бросить, дворник, лень.
Например, в группе слов находим пары однокоренных, одно из которых с парным глухим или звонким согласным в корне, а другое является его проверочным: дорожка, легкий, столб, сугроб, юбка, узкий, холод, дорожный, юбочка, сугробы, столбы, легонький, узенький, холодный',
- сравнение слов по лексическому значению и по внешнему виду в устной и письменной форме: различение фонем и букв, которыми они обозначаются с целью понимания их смыслоразличительной функции. Например, прочитайте пары слов, объясните, чем они различаются в устной и письменной форме: ряса — раса; люк — лук; пяльца — пальцы; травка — травяной;
- сопоставление группы слов с одинаковым написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы. Например, выпишите в столбик словосочетания парами и объясните заглавную букву или ее отсутствие: кошка Крошка, пес Мальчик, город Орёл, река Десна, крошка хлеба, звонкий голосок, болит десна, парит орел, тальник Вова, канарейка Голосок;
- сопоставление устных слов с их написанием с целью выявления опознавательных признаков орфограммы.
2. Орфографический разбор выполняется по схеме:
- выписывается слово из предложения, ставится ударение;
- определяются морфемный состав и орфограммы в каждой части слова;
- определяются часть речи и его признаки;
- после определения вида орфограммы, т.е. правила, которое надо применить в каждом случае, устанавливаются признаки, определяющие написание.
Например: выписываем слово из предложения, ставим ударение:
Мальчики боялись, а вдруг он проговорится! (Н. Носов)
Определяем морфемный состав и ошибкоопасные места (орфограммы) в каждой части слова.
а) в приставке пишется о или а?;
б) в корне два безударных звука, что писать о или я?
в) на границе окончания и возвратной частицы -ся есть ь?
Определяем часть речи и его признаки:
проговорится — глагол, буд. время, ед.ч., 3-е л.
Определив вид орфограммы, т. е. правило, которое надо применить в каждом случае, устанавливаем признаки, определяющие написание:
а) в приставке пишется о, так как ее значение «случайно сказать» в отличие от приставки пра- со значением «древнее происхождение» (прадед, праязык);
б) в корне пишутся две о, так как можно подобрать проверочные слова: говор и уговор;
в) на границе окончания и возвратной частицы -ся ь не пишется, так как это определенная форма глагола.
3. Решение орфографических задач:
- использование грамматических понятий для осознания языковой природы правила. Например, задача: выписать слова 3-го склонения, объяснить их правописание: рожь, ключ, плащ, помощь, скотч, брешь, грош, роскошь, ночь, речь, пустошь. Решение: после шипящих на конце (опознавательный признак орфограммы) существительных (признак, помогающий выбрать нужное правило) 3-го склонения (признак, определяющий написание) пишется ь: рожь, помощь, брешь, роскошь, ночь, речь, пустошь;
- упражнения с заполнением пропущенных букв в словах.
Например, задача переписать, вставляя пропущенные буквы:
Трудно было пре..ставить, чтобы со мной произошло, если бы пар., ход припозднился. (А. Грин);
- перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора правописания. Например, задача записать слово, как оно слышится, а затем перевести его в буквенную форму.
- задачи на выделение слов в тестах по определенному заданию, например:
а) определить в каждом ряду слова со вторым ударным слогом, найти и объяснить его правописание:
кормушка, ягода, горькие;
борются, аккорд, молодец;
красивее, борозда, золото;
б) сделать слогоделение всех этих слов для переноса на письме;
в) обведите слова, в которых пишется ъ:
об..устроить, об..езжать, об..радовать; с..вязать, с..организовать, с..язвить;
раз..давать, из..ян, под..обраться;
- задачи на восстановление вариантов написаний в морфемах (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях). Например, распределите в столбики слова по орфограммам opo/pa, оло/ла, ъ/ь, и/е.