Методические материалы, статьи

Методы формирования культурного поля младшего школьника. Часть 2.

Подготовка и проведение книжной выставки. Можно организовать выставки на определенную тему («Военное детство»); по определенной проблеме («Что есть красота?»); произведений одного автора; книг, оформленных одним художником; разных изданий одного произведения. Конечно, учителю легче самому отобрать книги и оформить выставку, но результативность такой работы крайне низка. Проектная деятельность предполагает, что тема (проблема) выставки рождается в совместном обсуждении с детьми, отвечает их потребности узнать больше о писателе, художнике, т.е. проблема рождается как продолжение урока. Определяются конкретные задания, объясняется, где и как искать книги для выставки, используются ресурсы домашней, школьной, районной библиотек. К каждому экспонату выставки готовится карточка — с указанием автора, названия, выходных данных, имени того, кто принес на выставку книгу, и источника — указания на библиотеку. Это нужно и для того, чтобы книги не потерялись, и для стимулирования деятельности детей (каждому приятно увидеть свое имя на выставочном экземпляре), и для того, чтобы организовать коллективную экскурсию по выставке: надо не только принести книгу, но и уметь рассказать о ней, причем рассказ должен быть построен в ракурсе, заданном названием выставки. В процессе этой работы ребенок не один раз пересмотрит свою домашнюю библиотеку, приобщит к поиску родителей, прочитает или просмотрит несколько книг, чтобы определить, годятся ли они для выставки. Все это требует времени. Поэтому готовится выставка в течение трех — семи дней: раньше не успеть выполнить задание, больше недели младшему школьнику трудно удерживать интерес к конкретному виду работы. Экскурсию по выставке можно провести для параллельного класса, для родителей.

Составление комментария к произведению. Для работы выбирается произведение, в котором встречается много непонятных младшим школьникам слов, описываются исторические факты, действуют исторические лица или известны прототипы героев. Например, комментарий к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» может включать биографические данные о хирурге Н. И. Пирогове, пояснения социальных отношений: барин, управляющий, швейцар; уточнение значений отдельных слов и выражений: керосиновый чад, залог вещей и т. п. Задачу можно поставить в занимательной для ребенка форме — рассказ будет выпускаться отдельной книжкой для детей, издательство просит помочь определить, какой именно нужен комментарий, что может быть непонятно детям. Такая задача побуждает к очень внимательному чтению, и дети находят множество неясных деталей. Если совместными усилиями класса значение слова проясняется, то оно не включается в комментарий. Но всегда остаются «белые пятна», и учитель вместе с детьми распределяет задания, объясняет, где и как можно получить необходимые сведения, определяет время на выполнение заданий, оказывает необходимую помощь в их выполнении. По истечении времени дети делятся результатами своих поисков. Проект можно завершить выпуском книжки-малышки с комментариями, что очень полезно, так как позволяет младшим школьникам постепенно овладевать информационной культурой — правильно оформлять сноски и примечания, пользоваться ими при чтении, быть внимательным к каждому слову в тексте.

Составление иллюстрированного сборника сказок (сказок разных народов, народных и литературных сказок на один сюжет, сказок одного писателя и т.д.). Такой проект можно осуществить совместно с учителями изобразительного искусства, информатики, старшеклассниками. На уроке информатики с помощью старшеклассников сканируются тексты сказок, отобранных учениками начальной школы по определенному принципу, что составит текстовую основу сборника. На уроке изобразительного искусства дети создают иллюстрации к сказкам, учатся оформлять страницу, используя орнамент. На уроке литературного чтения применяют свои знания об устройстве книги: оглавлении, титульном листе, форзаце, обложке. Эту работу можно приурочить к неделе детской книги, объявив конкурс по школе на лучший сборник сказок, изготовленный своими руками.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005