Методы формирования культурного поля младшего школьника. Часть 2.
Подготовка и проведение книжной выставки. Можно организовать выставки на определенную тему («Военное детство»); по определенной проблеме («Что есть красота?»); произведений одного автора; книг, оформленных одним художником; разных изданий одного произведения. Конечно, учителю легче самому отобрать книги и оформить выставку, но результативность такой работы крайне низка. Проектная деятельность предполагает, что тема (проблема) выставки рождается в совместном обсуждении с детьми, отвечает их потребности узнать больше о писателе, художнике, т.е. проблема рождается как продолжение урока. Определяются конкретные задания, объясняется, где и как искать книги для выставки, используются ресурсы домашней, школьной, районной библиотек. К каждому экспонату выставки готовится карточка — с указанием автора, названия, выходных данных, имени того, кто принес на выставку книгу, и источника — указания на библиотеку. Это нужно и для того, чтобы книги не потерялись, и для стимулирования деятельности детей (каждому приятно увидеть свое имя на выставочном экземпляре), и для того, чтобы организовать коллективную экскурсию по выставке: надо не только принести книгу, но и уметь рассказать о ней, причем рассказ должен быть построен в ракурсе, заданном названием выставки. В процессе этой работы ребенок не один раз пересмотрит свою домашнюю библиотеку, приобщит к поиску родителей, прочитает или просмотрит несколько книг, чтобы определить, годятся ли они для выставки. Все это требует времени. Поэтому готовится выставка в течение трех — семи дней: раньше не успеть выполнить задание, больше недели младшему школьнику трудно удерживать интерес к конкретному виду работы. Экскурсию по выставке можно провести для параллельного класса, для родителей.
Составление комментария к произведению. Для работы выбирается произведение, в котором встречается много непонятных младшим школьникам слов, описываются исторические факты, действуют исторические лица или известны прототипы героев. Например, комментарий к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» может включать биографические данные о хирурге Н. И. Пирогове, пояснения социальных отношений: барин, управляющий, швейцар; уточнение значений отдельных слов и выражений: керосиновый чад, залог вещей и т. п. Задачу можно поставить в занимательной для ребенка форме — рассказ будет выпускаться отдельной книжкой для детей, издательство просит помочь определить, какой именно нужен комментарий, что может быть непонятно детям. Такая задача побуждает к очень внимательному чтению, и дети находят множество неясных деталей. Если совместными усилиями класса значение слова проясняется, то оно не включается в комментарий. Но всегда остаются «белые пятна», и учитель вместе с детьми распределяет задания, объясняет, где и как можно получить необходимые сведения, определяет время на выполнение заданий, оказывает необходимую помощь в их выполнении. По истечении времени дети делятся результатами своих поисков. Проект можно завершить выпуском книжки-малышки с комментариями, что очень полезно, так как позволяет младшим школьникам постепенно овладевать информационной культурой — правильно оформлять сноски и примечания, пользоваться ими при чтении, быть внимательным к каждому слову в тексте.
Составление иллюстрированного сборника сказок (сказок разных народов, народных и литературных сказок на один сюжет, сказок одного писателя и т.д.). Такой проект можно осуществить совместно с учителями изобразительного искусства, информатики, старшеклассниками. На уроке информатики с помощью старшеклассников сканируются тексты сказок, отобранных учениками начальной школы по определенному принципу, что составит текстовую основу сборника. На уроке изобразительного искусства дети создают иллюстрации к сказкам, учатся оформлять страницу, используя орнамент. На уроке литературного чтения применяют свои знания об устройстве книги: оглавлении, титульном листе, форзаце, обложке. Эту работу можно приурочить к неделе детской книги, объявив конкурс по школе на лучший сборник сказок, изготовленный своими руками.