Методический подход к преподаванию изобразительного искусства. Часть 2.
Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда.
Здесь недостаточно только закончить, пусть и успешно, высшее образование в педагогическом и уж тем более в художественном вузе. Главный методический, психологический и практический материал педагог получает, когда сам не только организует свою студию, приобретает необходимые материалы, добьется нужного для этого подходящего помещения, наберет ребят, которые захотят заниматься любимым занятием, но и подготовит программу, составит план таким образом, чтобы ребят потянуло к нему, чтобы между ними и педагогом образовался тот круг интересов, который позволит не только с большим интересом ходить на эти занятия, но и возможно даст толчок к их будущей профессии. В таком случае в плане занятий желательно вести не только в обычном понимании рисунок, живопись, композицию, но и предметы дизайна: моделирование одежды, интерьер своих комнат, оформление транспорта, лепка, оформительские работы и др.
Но все это может дать только настоящий художник, разбирающийся во многих вопросах творческой направленности различных видов искусства. К сожалению, наблюдая работу подобных студий, где в основном ограничиваются одним из видов изобразительного творчества, либо живопись и рисунок, либо лепка (в основном это пластилин), оформление бутылок с нанесением на них объемных фруктов и овощей с последующей покраской все это не так плохо, но скучно в своей однообразности. Ведь в студию приходят разные ребята и девочки и мальчики. В настоящий студии изобразительного искусства (малая Академия юных художников им. А. С. Чесноковой) помимо живописи, рисунка, композиции девочки, например, с огромным удовольствием занимаются моделированием одежды, мальчики - интерьером помещений, бывает, конечно и наоборот. А кто-то с огромным удовольствием работает с глиной, создавая порой очень интересные композиции, достаточно сложные и убедительные.
Многим кажется, что преподавание - настолько простое и легкое дело, что ему и учиться не надо, достаточно лишь знать свой предмет, в особенности художнику. Но это далеко не так. Можно быть прекрасным художником, музыкантом, но плохим педагогом.
Часто большие художники, даже являясь членами Союза художников, выступая в качестве педагога, оказывались неудачными только потому, что недооценили роль методики преподавания, ее связь с одним или несколькими видами изобразительной деятельности, о чем было сказано выше. Именно взаимосвязь между разными предметами обучения при правильной постановке методики преподавания, психологических и индивидуальных наклонностей каждого отдельного ученика дают наиболее полную, всесторонне развитую личность, где наиболее полно определяются вкусы и взгляды каждого отдельного учащегося, его творческие поиски и неожиданные открытия.
Отмечая это явление в среде своих товарищей, выдающийся русский художник — педагог П. П. Чистяков писал: «Не в ликуя это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим». Между тем овладеть методикой преподавания может каждый, было бы к тому желание и стремление, в особенности сегодня, когда как никогда раньше и особенно во внешкольных учреждениях нужны хорошие педагоги - руководители творческих кружков, студий.
Хоть и остается их с каждым годом все меньше и меньше, это не снимает острейшей проблемы в классных специалистах, умеющих и желающих работать во внешкольных учреждениях и в первую очередь в детских оздоровительных лагерях.
Одна из учениц В. И. Суворова часто говорила, что такие специалисты встречаются очень-очень редко. В. И. Суворов почти полвека вел студию ИЗО. Многие его ученики в последствии закончили училище В. И. Мухиной и Академию художеств.
См. также:
Казино Монро: мир азарта и развлечений онлайн